Организация и содержание коррекционно-логопедической работы с детьми
Как правило, узкоспециализированная логопедическая помощь наиболее часто оказывается в логопедических группах при дошкольных образовательных учреждениях и логопунктах при ДОУ либо школах. Целесообразным является рассмотрение проблемы разграничения особенностей построения работы логопедической группы и логопункта (Табл.5.2).
Таблица 5.2
Логопункт. Логогруппа. Различия. Специфика.
|
Логопункт |
Логопедическая группа |
Организуется |
в общеразвивающем, комбинированном, компенсирующем вида ДОУ, может быть организован как дополнительная услуга на договорной основе |
в комбинированном, компенсирующем вида ДОУ, является основной образовательной деятельностью, финансируемой за счет бюджетных средств |
Основание к зачислению |
диагностика логопеда ДОУ с 1 по 15 сентября |
направление ПМПК |
Охват (из расчета 1 ставки) |
несколько общеразвивающих групп |
одна коррекционная группа |
Контингент детей преимущественно |
с нетяжелыми речевыми нарушениями (ФНР, ФФНР), но в силу рядя факторов (например, отдаленность от места жительства ДОУ со специализированными речевыми группами, нехватка мест в речевых группах и др.), дети со сложными или сочетанными речевыми дефектами также могут быть зачислены на логопункт |
со сложными речевыми нарушениями (ОНР I, II, III уровень, осложненные формы ФФНР, заикание) |
Наполняемость |
максимальная – 35 человек, минимальная – 20 в зависимости от расположения (город, сельская местность) |
для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) – 10 человек; для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) – 12 человек; для заикающихся детей – 12 человек |
Возраст |
5-7 лет |
3-7 лет |
Формы работы |
индивидуальная, индивидуально-подгрупповая |
групповая (фронтальная), подгрупповая, индивидуальная |
Длительность занятия |
10-15 минут |
фронтальные – 25-30 мин., индивидуально-подгрупповые – 15-20 мин. |
Частота посещений |
3-5 раз в неделю |
1-2 раза в день, определяется тяжестью нарушения речевого развития, вариативность форм занятий |
Основные задачи коррекционного процесса |
преодоление фонетических и фонематических недостатков речи; предупреждение нарушений чтения и письма |
коррекция нарушений устной речи: формирование правильного произношения, усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие навыков связной речи; предупреждение нарушений чтения и письма; активизация познавательной деятельности детей; коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития; пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей) |
Длительность пребывания |
зависит от тяжести речевого дефекта и колеблется от 1,5 месяцев до 1 года |
зависит от тяжести речевого дефекта и времени поступления, колеблется от 1 года до 4 лет |
Пропускная способность |
20-35 воспитанников в год |
зависит от срока коррекционно-развивающего обучения |
Выпуск |
осуществляет логопед или ПМПк ДОУ |
осуществляется ПМПК |
Взаимосвязь |
преимущественно родители (лица их заменяющие), воспитатели |
воспитатели, педагоги, специалисты, медицинские работники, родители (лица их заменяющие) |
Тарифные надбавки |
------------------- |
педагогическим работникам на 20%; врачам, младшему медицинскому персоналу на 15% |
Просмотров: 4698