Характеристика нарушения. Определение. Основные классификации
И.С. Коростина, учитель-логопед
МКДОУ «Детский сад компенсирующего вида №23 «Солнышко» г.Шадринск,
ассистент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии
ФГБОУ ВПО «ШГПИ»
Нарушение речи представляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности. Под механизмом нарушения речи понимается характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.
Нарушение речи определяется как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. С точки зрения коммуникативной теории расстройство речи есть нарушение вербальной коммуникации. Расстроенными оказываются взаимоотношения, объективно существующие между индивидуумом и обществом и проявляющиеся в речевом общении.
Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:
1. Они не соответствуют возрасту говорящего;
2. Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;
3. Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;
4. Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;
5. Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;
6. Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.
Такая характеристика позволяет отграничить речевые нарушения от возрастных особенностей речи, от ее временных нарушений у детей и взрослых, от особенностей речи, обусловленных территориально-диалективными и социокультурными факторами.
Под структурой речевого дефекта понимается совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей. В структуре речевого дефекта выделяется первичное, ведущее нарушение (ядро) и вторичные дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях с первыми, а также системные последствия. Различная структура речевого дефекта находит свое отражение в определенном соотношении первичных и вторичных симптомов, что во многом определяет специфику целенаправленного логопедического воздействия.
Нарушения речи носят многообразный характер в зависимости от их степени, от локализации пострадавшей функции, от времени поражения, от выраженности вторичных отклонений, возникающих под воздействием ведущего дефекта.
Находясь под большим влиянием успехов европейской медицины в области изучения речевых расстройств, логопедия опиралась на сложившиеся к концу XIX- началу XX вв. классификации. К одной из первых относятся классификация Адольфа Куссмауля (1877), подвергшего критическому анализу ранние представления о видах речевых нарушений, систематизировавшего и упорядочившего их терминологию. В классификации А. Куссмауля для общего наименования расстройств артикулирования (дизартрия и дислалия, а также расстройства дикции — дисфазия) вводится понятие «лалопатия». При этом алалию А. Куссмауль, как и его предшественники, относил к нарушениям речи, связанным с артикуляционными расстройствами, и полагал для нее равнозначным термин «anartria literalis» (отсутствие артикуляции звуков). К алалии, таким образом, А. Куссмауль относил случаи нарушения, для которых характерна полная невозможность произносить членораздельный звук; в дальнейшем для обозначения такого состояния стал использоваться термин «анартрия». Наряду с названными артикуляторными нарушениями А. Куссмауль выделяет расстройства дикции, к которым были отнесены нарушения грамматических форм и синтаксических выражений. Эти нарушения исследователь назвал дисфазиями.
Классификация А. Куссмауля в дальнейшем получила название «клинической», и была положена в основу ряда модификаций зарубежных и отечественных исследователей первой четверти XX в. (В. Одтушевский, Г. Гутцман, Э. Фрешельс, С.М. Доброгаев и др.), характеризующихся общими критериями: клинический подход, дополняемый этиопатогенезом нарушений, связь выделенных видов нарушений с нозологическими формами заболеваний (при этом нарушения речи трактовались как симптом того или иного заболевания), язык описания, состоящий из латинских и греческих словообразовательных элементов. Однако в данных классификациях прослеживались и несовпадения, обусловленные разными принципами группировки нарушений, расхождениями во взглядах на степень существенности для классификации того или иного критерия. Данный факт послужил основанием несовпадения как в самой номенклатуре различных форм и видов речевых нарушений, так и в содержательном компоненте терминов (одни и те же явления обозначались разными терминами, а разные явления подводились под одно понятие). Противоречия между имеющимися классификациями, а также внутри одной, стали особенно заметны на фоне достижений фундаментальных и прикладных наук XX столетия: физиологии ВНД, психологии, лингвистики, медицины, педагогики.
- Назад
- Вперёд >>