Организация и содержание коррекционно-логопедической работы с детьми
Ø специальные школы-интернаты;
Как правило, школы подобного типа являются учреждениями закрытого типа. В пределах Курганской области таковых учреждений относительно немного. К ним можно отнести: Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Шадринская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 11 I, V видов» г. Шадринска, Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курганская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 25 II и V видов» г. Кургана.
Ø специализированные классы в общеобразовательных массовых школах;
Ø коррекционные кабинеты;
Ø логопедические пункты.
Развертывание сети логопедических пунктов при средних общеобразовательных школах в республиканских, краевых и областных центрах началось в 1949 г.
В 1976 г. вступило в действие Положение об образовании логопедических пунктов при общеобразовательных школах на всей территории страны.
Логопедические пункты — специальные учебно-воспитательные учреждения, предназначенные для коррекции нарушений речи у детей школьного возраста. Они организуются в одной из общеобразовательных школ района. За каждым из них закрепляется определенное количество школ, общее число начальных классов которых не должно превышать 16.
Основные его задачи:
• исправлять недостатки речи у учащихся;
• пропагандировать логопедические знания среди учителей и населения;
• своевременно выявлять и предупреждать нарушения речи у детей, поступающих в первые классы.
Основной контингент логопедических пунктов составляют учащиеся, имеющие недостатки звукопроизношения, заикание, нарушения чтения и письма, нерезко выраженное общее недоразвитие речи.
При отборе детей логопед обследует их в классе (подготовительной группе).
На логопедический пункт направляются дети по инициативе психоневрологов, учителей, родителей.
Одновременно на городском логопедическом пункте занимается 18 - 25 человек, на сельском - 15 - 20 человек. Педагогическая работа логопеда планируется из расчета 20 часов в неделю.
Продолжительность коррекционно-развивающегося обучения детей с ФФН и нарушением чтения и письма составляет примерно 4 - 9 месяцев; детей с ОНР и нарушениями письма и чтения - 1,5 - 2 года.
Результаты логопедических занятий отмечаются в речевой карте ребенка и доводятся до сведения классного руководителя и родителей. Ответственность за обязательное посещение учащимися занятий и выполнение необходимых требований возлагается на учителя-логопеда, классного руководителя и администрацию школы.
Эффективность логопедической работы зависит от методического уровня коррекционных мероприятий, тесного контакта и единых требований к речи детей учителей и логопеда. Важное значение имеет также и активное участие родителей в исправлении речи детей. Родители присутствуют при зачислении детей в логопедическую группу, следят за посещаемостью и выполнением заданий. В отдельных случаях родители присутствуют на занятиях. Связь логопеда с родителями осуществляется также путем проведения родительских собраний, консультаций.
Просмотров: 4698