Организация и содержание коррекционно-логопедической работы с детьми

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 30.11.2015

Ø    комплексные центры оказания помощи.

Подобных центров в последнее время появляется большое количество. В отличие от государственных,  учреждения данного типа в большей степени коммерческие и создаются по инициативе заинтересованных лиц. В г. Шадринске примером таким учреждений могут служить: Центр «Монтессори», Центр «Успех», Центр «Пифагор»; в г. Кургане: Центр развития детей«Китенок», ГОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения» и многие другие. Подобные центры специализируются на оказании комплексной помощи либо помощи по запросу родителей касаемо каждого ребенка. В некоторых центрах прослеживается использование специализированных методик и средств коррекции. Занятия проводятся в большей степени индивидуально.

3. Под ведомством Министерства труда и социального развития РФ:

Ø    реабилитационные центры.

Реабилитационные центры пользуются популярностью в связи с комплексностью воздействия и компетентностным подходом специалистов. В г. Шадринске широко известен ГБУ «Шадринский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»; в г. Кургане не менее популярным является ГБУ «Курганский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»; помимо этого реабилитационные центры имеются и на территории Курганской области: ГБУ «Юргамышский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».  

Ø    Логопедическая помощь взрослому населению.

За последние годы в системе здравоохранения проводится интенсивная работа по улучшению логопедической помощи взрослым, страдающим различными речевыми расстройствами. Особое внимание уделяется проблемам восстановления речи у больных, перенесших тяжелый инсульт, операции на головном мозге и т. д.

Система логопедической помощи взрослому населению включает учреждения разного типа:

1. Стационарного (неврологические отделения при больницах).

2. Полустационарного (кабинеты трудотерапии).

3. Амбулаторного (методические кабинеты при районных поликлиниках города).

Прием больных в поликлинике планируется из расчета 4—6 человек за рабочий день. Один раз в неделю логопед поликлиники посещает больных на дому. Курс восстановительного обучения в условиях поликлинического кабинета охватывает одновременно от 10 до 17 человек. Количество занятий в неделю с каждым больным планируется от 1 до 5 раз и обусловлено состоянием пациента. Курс восстановления речи длится в среднем 3 месяца. При наличии соответствующих показаний больному курс обучения можно повторить. Постоянно осуществляется контроль и наблюдение врача-невропатолога, проводятся систематические фронтальные и индивидуальные логопедические занятия. Одновременно назначается комплекс лечебной физкультуры, массаж и физиотерапия. Открытие полустационаров с широким использованием трудовой терапии для больных с афазией позволяет успешнее решать вопросы социальной адаптации и психотерапевтического воздействия.

Оказание логопедической помощи в условиях неврологического отделения больным с выраженными нарушениями речи (афазия, дизартрия, заикание и т. д.) осуществляется поэтапно. Раннее коррекционное воздействие повышает эффективность работы и имеет большое профилактическое значение.

Сроки нахождения больных в неврологическом стационаре 1—3 месяца.

Больным с тяжелой формой заболевания рекомендуются повторные стационирования с интервалом 6 –12 месяцев. Общий объем логопедической работы включает 1–2 года и более.

Комплексное обследование (логопед, нейропсихолог и т. д.) и анализы его результатов помогают выявить степень, характер и локализацию поражения, компенсаторные возможности.

С больными, страдающими афазией, проводятся подгрупповые, индивидуальные занятия: их частота, характер и содержание зависят от индивидуальных возможностей больного и степени речевого расстройства. Продолжительность логопедического занятия в первые недели – 10 –15 минут (1–2 раза в день). Несколько позже длительность занятий возрастает до 45 минут ежедневно, для подгрупповых занятий срок удлиняется до 1 часа. В речевой карте больного 2 раза в месяц фиксируется динамика логопедической работы (текущий эпикриз).

Наряду с утренними занятиями рекомендуется проводить и вечерние в форме домашнего задания.

Эффективность логопедической работы во многом определяется контактом логопеда с врачом и родственниками больного.

Кроме вышеперечисленной системы могут быть организованы объединения родителей, имеющих детей с проблемами в развитии; центры коррекции и реабилитации, созданные общественными организациями.

Таким образом, система оказания логопедической помощи имеет довольно-таки вариативные формы предоставления услуг, каждая из которых может быть признана успешной и эффективной в зависимости от индивидуально-типологических особенностей и возрастных возможностей детей.

Список литературы:

1.       Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Метод. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

2.       Вариативная примерная  адаптированная  основная образовательная программа для детей с  тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Н.В. Нищева.  – СПб., изд-во Детсво-пресс, 2015.

3.       Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования : метод. пособие. – М.: АЙРИС-пресс, 2005.

4.       Гуськова А.А. Развитие речедвигательной координации детей. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2014 г.

5.       Диагностика нарушений развития речи: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

6.       Логопедия : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2006.

7.       Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: изд-во ЛИТУР, 2006.

8.       Новые логопедические технологии : учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. — Ростов н/Д : Феникс, 2008.

9.       Примерная  адаптированная основная образовательная  программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. 

10.  Руководство по организации работы логопеда в ДОУ: Сборник примерных форм документов и методических материалов/ Авт. - сост. В.О. Йощенко.- М.:АРКТИ, 2008.

 

 

 

 

 

Просмотров: 4699