Организация и содержание коррекционно-логопедической работы с детьми

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 30.11.2015

 

И.С. Коростина,  учитель-логопед

МКДОУ «Детский сад компенсирующего вида №23 «Солнышко» г.Шадринск,

ассистент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии

ФГБОУ ВПО «ШГПИ»

 

Российская Федерация, исходя из приоритета общественных человеческих ценностей, признавая равенство прав всех людей на образование и равную защиту этого права со стороны государства, желая создать законодательскую базу для удовлетворения специальных потребностей лиц, возможности которых получить образование ограничены их недостатком, состоянием здоровья или конкретными социальными условиями, подготовила Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья - специальном образовании».

 

Действие Закона РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» распространяется на:

• детей и взрослых, возможности которых получить образование, в том числе профессиональное, ограничены в связи с физическим и (или) психическим недостатком, подтвержденным в установленном порядке;

• родителей детей, а также взрослых - законных либо надлежащим образом уполномоченных представителей;

• педагогический, медицинский и иной персонал, участвующий в специальном образовательном процессе;

• государственные, муниципальные и негосударственные органы, должностные лица, а также юридические и физические лица, участвующие в осуществлении специального образования.

Дети с нарушениями речи могут проходить обучение в вариативных формах, каждая из которых подбирается индивидуально в соответствии с потребностями и возможностями ребенка. К таковым формам можно отнести обучение по индивидуальному маршруту (надомное обучение), а также инклюзивное образование детей с относительно нормальным развитием и имеющих речевые нарушения.

Таким образом, в Российской Федерации существуют организации и образовательные учреждения специализированной помощи детям с нарушениями речи:

1. Под ведомством Министерства специального и общего образования РФ:

Ø    специальные дошкольные учреждения или специализированные группы в дошкольных учреждениях общего типа.

Основные задачи логопедического обучения детей с различными видами речевых аномалий в условиях специальных дошкольных учреждений включают в себя не только коррекцию ведущего дефекта, но и подготовку к овладению грамотой.

В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи предусматривается четкая организация всего коррекционного процесса. Она обеспечивается:

своевременным обследованием детей; рациональным составлением расписания занятий; планированием индивидуальной работы с каждым ребенком; наличием планов фронтальных занятий; оснащением их необходимых оборудованием и наглядными пособиями; совместной работой логопеда с воспитателем группы и родителями (Рис.5.4).

 


Коррекционно-логопедическая работа с детьми дошкольного возраста

 

Выноска со стрелкой вниз: Пропедевтический этап



Рис.5.4. Коррекционно-логопедическая работа с детьми дошкольного возраста

 

Для дошкольных групп детей с нарушениями речи разработан режим дня, отличающийся от обычного. Предусмотрено проведение логопедом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наряду с этим выделяются в вечернее время специальные часы для работы воспитателя с подгруппами и отдельными детьми по коррекции речи по заданию логопеда). Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей детей. Он обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать дефекты произносительной и лексико-грамматической сторон речи, в процессе учебной и внеучебной деятельности учитывать речевые возможности каждого ребенка. Совместно с логопедом (в группах ОНР, ФФН) планируются занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим, подготовке к письму и т. д. (Рис. 5.5).

Дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи являются перспективным звеном в общей системе воспитания и обучения аномальных детей, обеспечивающим предупреждение дальнейшего развития дефекта. В последнее время в ряде регионов страны открываются дошкольные логопедические кабинеты в детских садах общего типа. Логопед оказывает консультативную и коррекционную помощь детям преимущественно с нарушениями произношения по типу амбулаторного приема.


 

http://5-bal.ru/pars_docs/refs/105/104508/104508_html_m43af19a0.jpg

Рис.5.5. Взаимодействие специалистов в коррекционно-логопедической работе с детьми

 

Логопедическая помощь в условиях специальных дошкольных учреждений оказывается детям, имеющим недостатки речи при других нозологических формах (олигофрения, нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата), а также детям с задержкой психического развития.

Согласно положению «О типовых штатах дошкольных учреждений специального назначения для детей с дефектами умственного и физического развития и об оплате труда учителей-дефектологов и учителей-логопедов» (из приказа министра просвещения от 14 октября 1975 г. № 131) в детских садах (яслях-садах) для детей с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата и интеллекта вводится должность учителя-дефектолога из расчета 1 единица на группу.

Относительно Курганской области к таким дошкольным образовательным учреждениям компенсирующего и комбинирующего видов можно отнести: г.Курган: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №7 «Кораблик»; №14 «Елочка», №17 «Рябинка»» (программа коррекционно-речевой направленности); №18 «Журавлик» (программа коррекционно-речевой направленности);  №34 «Филиппок» (программа коррекционно-развивающей направленности направленности); №55 «Полянка» (коррекционные программы Филичевой Т.Б.); №62 «Серебряное копытце»; №78 «Звездочка»; №85 «Улыбка»; №92 «Золотой ключик»; №103 «Журавушка»; №106 «Золотой петушок»; №111 «Белоснежка»; №117 «Рябинка»; №124 «Весенний»; №127 «Катюша»; №133 «Алые паруса»; №137 «Алиса»; №196 «Семицветик» (программы коррекционно-речевой направленности);  «Детский сад общеразвивающего вида №20 «Рябинушка»; №69 «Огонек» (программа познавательно-речевой направленности); «Центр развития ребенка - детский сад №45 «Дельфин»» (программа познавательно-речевой направленности); МДОУ «Центр развития ребенка –детский сад №115»; МБДОУ «Центр развития ребенка -детский сад №126 «Дружные ребята»» (программа познавательно-речевой направленности); МДОУ «Центр развития ребенка -детский сад №131 «Ветерок»» (программа познавательно-речевой направленности); «Детский сад компенсирующего вида №54 «Смородинка «Детский сад комбинированного вида (программа коррекционно-речевой направленности).


 

г. Шадринск: МКДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №2 «Родничок»» (программа познавательно-речевой направленности); «Детский сад комбинированного вида №9 «Росинка»» (программа коррекционно-речевой направленности); №17 «Радуга»» (программа коррекционно-речевой направленности); «Детский сад компенсирующего вида №23 «Солнышко»» (программа коррекционно-речевой направленности);  «Детский сад комбинированного вида №36 «Сказка»» (программа коррекционно-речевой направленности) «Детский сад комбинированного вида «Ласточка»» (программа коррекционно-речевой направленности).

р.п. Варгаши: МДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ромашка»» (программа коррекционно-речевой направленности).

р.п. Каргаполье: МДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ромашка»» (программа коррекционно-речевой направленности).

 г. Катайск: МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №12 «Родничок»» (программа коррекционно-речевой направленности); №2 «Березка»» (программа коррекционно-речевой направленности); №10 «Сказка»» (программа коррекционно-речевой направленности).

г. Куртамыш: МКДОУ «Куртамышский детский сад №6» (программа коррекционно-речевой направленности).

 с. Целинное: МДОУ «Детский сад комбинированного вида №5 «Березка»» (программа коррекционно-речевой направленности), №4 «Светлячок»» (программа коррекционно-речевой направленности) и др.

Кроме перечисленных выше учреждений при многих дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида имеется либо логопункт, либо выделяется ставка логопеда, оказывающего коррекционную помощь.

Ø    специальные (коррекционные) школы;

Коррекционное учреждение V вида создается для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития. В 1-е отделение принимаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени, а также дети, страдающие общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием. Во 2-е отделение принимаются дети с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи. В случае устранения речевого дефекта воспитанники с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии переводятся в образовательное учреждение общего типа.

В Российской Федерации создаются и действуют специальные образовательные учреждения (Рис.5.6).

 

 

Рис. 5.6. Коррекционно-логопедическая работа с детьми младшего школьного возраста


 

Относительно оказания помощи детям с речевыми нарушениями можно рассматривать несколько профилей подобных учреждений в зависимости от структуры дефекта. Так помощь детям, имеющим вторичные проявления речевых нарушений, обусловленных поражением функций слухового и зрительного анализаторов, оказывается в  Специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I вида для обучения и воспитания неслышащих детей, их всестороннего развития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухозрительной основе, для коррекции и компенсации отклонений в психофизическом развитии, получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни. С ними проводятся фронтальные и индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и совершенствованию навыков произношения в ходе всего образовательного процесса; и II вида для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), всестороннего их развития на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухозрительной основе. Для обеспечения дифференцированного подхода в обучении слабослышащих и позднооглохших детей создаются два отделения: 1 - для воспитанников с легким недоразвитием речи; обусловленным нарушением слуха; 2 - для воспитанников с глубоким недоразвитием речи.

Кроме этого подобный вид оказания помощи в рамках коррекции речевого развития осуществляется и в С(К)ОУ III и IV вида для слабовидящих и невидящих  детей, VI вида для детей, имеющих поражение функции опорно-двигательного аппарата, VII вида для детей с задержкой психического развития и VIII вида для детей, имеющих отклонения в интеллектуальной сфере. 

Систематическая разносторонняя помощь лицам с различными видами речевой патологии стала развиваться лишь с 20-х годов XX века.

Видные деятели педагогической и медицинской общественности неоднократно указывали на отрицательное влияние речевой патологии на формирование психики и личности в целом.

В 1911 г. состоялся съезд московских учителей, где впервые была подчеркнута необходимость организации специальной помощи детям, страдающим речевыми расстройствами. Такая помощь оказывалась в двух вспомогательных школах под руководством сурдопедагога Ф. A. Pay. А в 1915 г. создаются логопедические курсы.

В 1918 г. по инициативе В. Бонч-Бруевича организуются обязательные для всех воспитателей и врачей дошкольных учреждений Москвы логопедические курсы. Через год вышло постановление Совнаркома, в котором были определены функции наркоматов просвещения и здравоохранения в отношении воспитания и охраны здоровья аномальных детей. Обучение аномальных детей было выделено в общегосударственную задачу.

Комплексное изучение детей, основанное на клинико-психологической диагностике различных видов аномалий, позволило создать фундаментальную научную базу для развития в стране разветвленной сети специальных дошкольных и школьных учреждений.

Правильное понимание сложной структуры речевого дефекта дало возможность не только устанавливать правильный диагноз, определять тип специального учреждения и методы коррекционно-воспитательной работы с ребенком, но и прогнозировать нарушения вторичного порядка.

Органами образования и здравоохранения была проведена организационно-методическая работа, направленная на выявление и учет детей ясельного, дошкольного и школьного возраста, нуждающихся в специальном обучении и коррекции.

Тесное содружество теории и практики позволило дать научное обоснование обучения и воспитания детей и подростков с речевой патологией, установить потребность в развитии сети специальных учреждений.

Государственная забота о детях с отклонениями в развитии выражается не только в создании дифференцированной сети специальных школ, но и в систематическом повышении уровня образования детей с дефектами в развитии. Подавляющее большинство специальных школ является интернатными, и все содержание детей в них обеспечивается за счет государства. В нашей стране широко развита дифференцированная логопедическая помощь взрослому и детскому населению. Она осуществляется по линии образования и здравоохранения.


 

Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи (V вида) — тип специального школьного учреждения, предназначенный для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, заиканием при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Успешное формирование речи и усвоение программы обучения у данного контингента детей эффективно лишь в школе специального назначения, где используется особая система коррекционного воздействия. При непосредственном участии сектора логопедии НИИ дефектологии в 1954 г. в Ленинграде была организована первая школа.

В 1956 г. при школе для слабослышащих детей организуются отдельные классы для детей с тяжелой формой недоразвития речи (Москва). На базе школы в 1958 г. открывается специальная школа-интернат с особым режимом для детей с тяжелыми нарушениями речи. После 1958 г. подобные школы появляются в других городах (Москва (вторая школа), Ленинград, Свердловск и др.). Первоначально эти школы обеспечивали образование в объеме 4 классов массовой школы. С 1961 г. начинает развертываться сеть специальных школ-интернатов для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Наряду с задачами общеобразовательной школы общего типа в данном учреждении выдвигаются в специфические задачи:

а) преодоление различных видов нарушений устной и письменной речи;

б) устранение связанных с ними особенностей психического развития в процессе коррекционно-воспитательной работы в учебное и внеучебное время;

в) профессионально-трудовая подготовка.

Школа состоит из двух отделений. В I отделение школы принимаются дети с диагнозом: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени, препятствующее обучение в общеобразовательной школе. При комплектовании классов учитывается в первую очередь уровень речевого развития и характер первичного дефекта. Во II отделение зачисляются дети, страдающие тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.

В I и II отделении образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнем образования программ двух отделений. В I отделении — I ступень — начальное общее образование с нормативным сроком освоения — 4—5 лет; II ступень — основное общее образование с нормативным сроком освоения — 6 лет.

Во II отделении — I ступень — начальное общее образование за 4 года, II ступень — основное общее образование за 5 лет.

Предельная наполняемость классов составляет 12 человек.

Выпускники специальных школ получают свидетельство о неполном среднем образовании.

В учебном процессе предусматривается большое число часов на производственно-трудовое обучение. При этом решаются две задачи: труд как важное коррекционно-воспитательное средство преодоления дефектов развития и формирования личности, и как главное условие подготовки детей с отклонением в психофизическом развитии к жизни и труду в обществе.

Коррекция нарушений речи и письма у учащихся проводится систематически в течение всего учебно-воспитательного процесса, но в наибольшей степени на уроках родного языка. В связи с этим выделены специальные разделы: произношение, развитие речи, обучение грамоте, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи, чтение и развитие речи.

Преодоление разнообразных проявлений речевых дефектов детей обеспечивается сочетанием фронтальных (урочных) и индивидуальных форм работы.

При обучении детей с тяжелой формой заикания используются учебники для общеобразовательных школ, специальные логопедические пособия и технические средства обучения. В специальной школе систематически осуществляются коррекционно-воспитательные мероприятия, направленные на преодоление особенностей психического развития.

Состав учащихся специальных школ пересматривается в конце каждого учебного года. По мере устранения речевого дефекта учащиеся переводятся в общеобразовательную школу. Выпускники специальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи могут продолжать обучение в общеобразовательной школе или в профессионально-технических училищах.

Помимо логопеда, работу по преодолению речевых нарушений у детей ведут учителя и воспитатели, кроме этого воспитатель проводит работу по закреплению полученных в классе знаний, а также по развитию речевого общения, навыков самообслуживания и санитарно-гигиенических навыков.

Воспитатель постоянно работает с одной группой учащихся и обязан хорошо изучить индивидуальные особенности каждого ребенка и особенности его речевого дефекта.

Учителя, воспитатели и логопед школы совместно в процессе учебной и трудовой деятельности корригируют общее и речевое развитие детей. Адекватная общеобразовательная и трудовая подготовка позволяет лицам с дефектами речи стать полноценными членами общества, участвующими как в трудовой, так и в других видах деятельности.


 

Ø    специальные школы-интернаты;

Как правило, школы подобного типа являются учреждениями закрытого типа. В пределах Курганской области таковых учреждений относительно немного. К ним можно отнести: Государственное казенное специальное  (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Шадринская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 11 IV видов» г. Шадринска, Государственное казенное специальное  (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курганская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 25 II и V видов» г. Кургана.

Ø    специализированные классы в общеобразовательных массовых школах;

Ø    коррекционные кабинеты;

Ø    логопедические пункты.

Развертывание сети логопедических пунктов при средних общеобразовательных школах в республиканских, краевых и областных центрах началось в 1949 г.

В 1976 г. вступило в действие Положение об образовании логопедических пунктов при общеобразовательных школах на всей территории страны.

Логопедические пункты — специальные учебно-воспитательные учреждения, предназначенные для коррекции нарушений речи у детей школьного возраста. Они организуются в одной из общеобразовательных школ района. За каждым из них закрепляется определенное количество школ, общее число начальных классов которых не должно превышать 16.

Основные его задачи:

• исправлять недостатки речи у учащихся;

• пропагандировать логопедические знания среди учителей и населения;

• своевременно выявлять и предупреждать нарушения речи у детей, поступающих в первые классы.

Основной контингент логопедических пунктов составляют учащиеся, имеющие недостатки звукопроизношения, заикание, нарушения чтения и письма, нерезко выраженное общее недоразвитие речи.

При отборе детей логопед обследует их в классе (подготовительной группе).

На логопедический пункт направляются дети по инициативе психоневрологов, учителей, родителей.

Одновременно на городском логопедическом пункте занимается 18 - 25 человек, на сельском - 15 - 20 человек. Педагогическая работа логопеда планируется из расчета 20 часов в неделю.

Продолжительность коррекционно-развивающегося обучения детей с ФФН и нарушением чтения и письма составляет примерно 4 - 9 месяцев; детей с ОНР и нарушениями письма и чтения - 1,5 - 2 года.

Результаты логопедических занятий отмечаются в речевой карте ребенка и доводятся до сведения классного руководителя и родителей. Ответственность за обязательное посещение учащимися занятий и выполнение необходимых требований возлагается на учителя-логопеда, классного руководителя и администрацию школы.

Эффективность логопедической работы зависит от методического уровня коррекционных мероприятий, тесного контакта и единых требований к речи детей учителей и логопеда. Важное значение имеет также и активное участие родителей в исправлении речи детей. Родители присутствуют при зачислении детей в логопедическую группу, следят за посещаемостью и выполнением заданий. В отдельных случаях родители присутствуют на занятиях. Связь логопеда с родителями осуществляется также путем проведения родительских собраний, консультаций.


 

Как правило, узкоспециализированная логопедическая помощь наиболее часто оказывается в логопедических группах при дошкольных образовательных учреждениях и логопунктах при ДОУ либо школах. Целесообразным является рассмотрение проблемы разграничения особенностей построения работы логопедической группы и логопункта (Табл.5.2).

Таблица 5.2

Логопункт. Логогруппа. Различия. Специфика.

 

Логопункт

Логопедическая группа

Организуется

в общеразвивающем, комбинированном, компенсирующем вида ДОУ, может быть организован как дополнительная услуга на договорной основе

в комбинированном, компенсирующем вида ДОУ, является основной образовательной деятельностью, финансируемой за счет бюджетных средств

Основание к зачислению

диагностика логопеда ДОУ с 1 по 15 сентября

направление ПМПК

Охват (из расчета 1 ставки)

несколько общеразвивающих групп

одна коррекционная группа

Контингент детей преимущественно

с нетяжелыми речевыми нарушениями (ФНР, ФФНР), но в силу рядя факторов (например, отдаленность от места жительства ДОУ со специализированными речевыми группами, нехватка мест в речевых группах и др.), дети со сложными или сочетанными речевыми дефектами также могут быть зачислены на логопункт

со сложными речевыми нарушениями (ОНР I, II, III уровень, осложненные формы ФФНР, заикание)

Наполняемость

максимальная – 35 человек, минимальная – 20 в зависимости от расположения (город, сельская местность)

для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) – 10 человек; для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) – 12 человек; для заикающихся детей – 12 человек

Возраст

5-7 лет

3-7 лет

Формы работы

индивидуальная, индивидуально-подгрупповая

групповая (фронтальная), подгрупповая, индивидуальная

Длительность занятия

10-15 минут

фронтальные – 25-30 мин., индивидуально-подгрупповые – 15-20 мин.

Частота посещений

3-5 раз в неделю

1-2 раза в день, определяется тяжестью нарушения речевого развития, вариативность форм занятий

Основные задачи коррекционного процесса

преодоление фонетических и фонематических недостатков речи; предупреждение нарушений чтения и письма

коррекция нарушений устной речи: формирование правильного произношения, усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие навыков связной речи; предупреждение нарушений чтения и письма; активизация познавательной деятельности детей; коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития; пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей)

Длительность пребывания

зависит от тяжести речевого дефекта и колеблется от 1,5 месяцев до 1 года

зависит от тяжести речевого дефекта и времени поступления, колеблется от 1 года до 4 лет

Пропускная способность

20-35 воспитанников в год

зависит от срока коррекционно-развивающего обучения

Выпуск

осуществляет логопед или  ПМПк ДОУ

осуществляется ПМПК

Взаимосвязь

преимущественно родители (лица их заменяющие), воспитатели

воспитатели, педагоги, специалисты, медицинские работники, родители (лица их заменяющие)

Тарифные надбавки

-------------------

педагогическим работникам на 20%;

врачам, младшему медицинскому персоналу на 15%

 


2. Под ведомством Министерства здравоохранения РФ:

Ø    специализированные ясли;

Специализированные ясли для детей с нарушением речи являются самостоятельным учреждением здравоохранения и имеют своей целью воспитание детей и проведение мероприятий, направленных на правильное развитие речи или исправление ее дефектов.

Ясли находятся в ведении местных органов здравоохранения, которые руководят их работой и осуществляют контроль за правильной организацией обслуживания в них детей.

Отбор в ясли для детей с нарушениями речи проводится специальной комиссией в составе педиатра, психиатра (невропатолога, психоневролога) и логопеда. Дети направляются на отборочную комиссию со следующей документацией: выписка из истории развития болезни, заключение психоневролога и логопеда поликлиники, справка с места жительства, справка с места работы родителей о размере заработной платы.

Прием в специализированные ясли осуществляется:

а) для детей с задержкой речевого развития в течение всего года по мере освобождения мест;

б) для заикающихся — один раз в 6 месяцев, в особых случаях срок пребывания ребенка в группе для заикающихся может быть продлен до одного года.

В специализированные ясли принимают детей с заиканием и задержкой речевого развития на органическом фоне.

Специфика организации коррекционной работы с детьми раннего возраста представлена в рис.5.7.

       
  Подпись: Изучение анамнестических данных,Подпись: Изучение двигательного развития,Подпись: Изучение состояния речевого аппарата,Подпись: Изучение голосовой и доречевой активности ,Подпись: Изучение состояния ориентировочных реакций и ориентировочно-познавательной деятельности,Подпись: Изучение уровня развития эмоционально-выразительных средств и уровня общения ребенка,Подпись: Изучение моторной сферы,Подпись: Изучение социальной адаптации,Подпись: Изучение 
слухо-речевой функции
,Подпись: Изучение зрительного контроля движений рук,Подпись: Изучение способности к игре,Подпись: Изучение общей , мелкой моторики,Подпись: Изучение развития познавательной активности,Подпись: Изучение навыков самообслуживания,Подпись: Изучение способности установления контакта,Подпись: Изучение понимания и навыков использования жестов и мимики,Подпись: Изучение уровня понимания речи,Подпись: Изучение понимания обращенной речи,Подпись: Изучение речи,Подпись: Изучение эмоциональной сферы и средств общения,Подпись: Изучение внимания
 
    Скругленный прямоугольник: БЛОК КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 Рис.5.7. Коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего возраста


 

Противопоказаниями к приему являются: выраженная умственная отсталость (олигофрения, умственная отсталость, связанная с прогредиентным психическим заболеванием), судорожные припадки, грубые нарушения двигательных функций.

Ø    дома ребенка;

Основной задачей логопеда в Доме ребенка является профилактика отклонения в речевом развитии (начиная с доречевого периода — от 3 месяцев и до 1 года), своевременная диагностика и исправление речи детей во всех возрастных группах.

Логопед принимает активное участие в медико-психолого-педагогических комиссиях, обследует всех детей по видам речевой и неречевой деятельности, описывает уровень развития каждого ребенка, составляет план мероприятий, обеспечивающий своевременное развитие речи или ее исправление, по каждой подгруппе детей и индивидуально.

Он ежедневно занимается с детьми всех возрастных групп (начиная с 3-месячного возраста) по подгруппам и индивидуально (в соответствии с методическими установками по обучению детей раннего возраста), оценивает эффективность обучения.

Ø    Логопедические кабинеты при детских поликлиниках;

Основным звеном логопедической помощи в системе здравоохранения является логопедический кабинет детской поликлиники.

Работа логопеда поликлиники строится согласно «Положению о логопедическом кабинете детской поликлиники», в котором определены направления его работы:

1.            Педагогическая работа по исправлению дефектов речи проводится на систематических и консультативных занятиях.

2.            Диспансеризация организованных и неорганизованных детей.

3.             Участие в комплектовании логопедических учреждений системы здравоохранения и образования. Оформление на каждого ребенка логопедической характеристики.

4.            Проведение логопедической санитарно-просветительной работы: беседы с родителями, работа с педиатрами и воспитателями детских садов, выпуск логопедических бюллетеней, изготовление наглядных дидактических пособий.

В г. Шадринске подобного типа кабинет действует при ГБУ «Шадринская детская больница». Логопед данного учреждения оказывает медико-логопедические услуги при дизартрии, а также консультативно-просветительскую работу, проводит коррекционно-индивидуальную работу с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. В г. Кургане имеется кабинет логопедической помощи; проводятся мероприятия по просветительской работе при Курганской детской поликлинике.

Ø    детские санатории;

Детский психоневрологический санаторий находится в районном, городском, республиканском подчинении. Общее руководство осуществляется Министерством здравоохранения, областными и городскими отделами здравоохранения.

Дети 4—7 лет принимаются в дошкольный психоневрологический санаторий; дети от 7 до 13 лет — в школьный психоневрологический санаторий.

Отбор детей в детский психоневрологический санаторий осуществляется в соответствии с «Показаниями и противопоказаниями для лечения детей в местных санаториях и на курортах».

Показания для направления детей в психоневрологический санаторий:

• неврозы и невротические формы реактивных состояний; астенические, церебростенические, неврозоподобные состояния как следствие раннего органического поражения центральной нервной системы; травмы черепа, нейроинфекции, соматические заболевания;

• неврозоподобные формы психических заболеваний в стадии неполной компенсации;

• начальное проявление психогенных патологических формирований личности и патологических черт характера без выраженных расстройств поведения и социальной адаптации;

• общее недоразвитие речи всех уровней с сопутствующими нарушениями чтения и письма; дислексия, дисграфия, дизартрия, дислалия, ринолалия; задержка речевого развития; заикание (с сопутствующими нарушениями звукопроизношения, чтения и письма), мутизм.

Срок пребывания в санатории — 3 месяца. Возможно повторное лечение через 6 месяцев.

Комплектование осуществляется по возрастному принципу.

Задача санатория — проведение лечебно-оздоровительных и логопедических мероприятий с целью коррекции речевых нарушений и отклонений в психическом развитии детей. С детьми школьного возраста осуществляется обучение по общеобразовательным предметам соответственно классу.

Основные разделы лечебно-оздоровительной работы:

• лечебно-охранительный и лечебно-тренирующий режим с учетом возраста и состояния детей;

• рациональное питание;

• психотерапия;

• физиотерапия и лечебная физкультура;

• медикаментозная терапия;

• логопедические коррекционные занятия;

• ритмика;

• трудотерапия.

Работа планируется ответственными за каждый раздел работы (педагогом, врачами, логопедом) и координируется главным врачом.

Используются современные лечебные и логопедические методы (рациональная психотерапия, гипнотерапия и пр.).

Имеется тесная связь со школами близлежащего района, ведущими в городе, области, республике медицинскими учреждениями.

Непосредственное руководство детского психоневрологического санатория осуществляет главный врач (психоневролог или педиатр).


Ø    комплексные центры оказания помощи.

Подобных центров в последнее время появляется большое количество. В отличие от государственных,  учреждения данного типа в большей степени коммерческие и создаются по инициативе заинтересованных лиц. В г. Шадринске примером таким учреждений могут служить: Центр «Монтессори», Центр «Успех», Центр «Пифагор»; в г. Кургане: Центр развития детей«Китенок», ГОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения» и многие другие. Подобные центры специализируются на оказании комплексной помощи либо помощи по запросу родителей касаемо каждого ребенка. В некоторых центрах прослеживается использование специализированных методик и средств коррекции. Занятия проводятся в большей степени индивидуально.

3. Под ведомством Министерства труда и социального развития РФ:

Ø    реабилитационные центры.

Реабилитационные центры пользуются популярностью в связи с комплексностью воздействия и компетентностным подходом специалистов. В г. Шадринске широко известен ГБУ «Шадринский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»; в г. Кургане не менее популярным является ГБУ «Курганский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»; помимо этого реабилитационные центры имеются и на территории Курганской области: ГБУ «Юргамышский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».  

Ø    Логопедическая помощь взрослому населению.

За последние годы в системе здравоохранения проводится интенсивная работа по улучшению логопедической помощи взрослым, страдающим различными речевыми расстройствами. Особое внимание уделяется проблемам восстановления речи у больных, перенесших тяжелый инсульт, операции на головном мозге и т. д.

Система логопедической помощи взрослому населению включает учреждения разного типа:

1. Стационарного (неврологические отделения при больницах).

2. Полустационарного (кабинеты трудотерапии).

3. Амбулаторного (методические кабинеты при районных поликлиниках города).

Прием больных в поликлинике планируется из расчета 4—6 человек за рабочий день. Один раз в неделю логопед поликлиники посещает больных на дому. Курс восстановительного обучения в условиях поликлинического кабинета охватывает одновременно от 10 до 17 человек. Количество занятий в неделю с каждым больным планируется от 1 до 5 раз и обусловлено состоянием пациента. Курс восстановления речи длится в среднем 3 месяца. При наличии соответствующих показаний больному курс обучения можно повторить. Постоянно осуществляется контроль и наблюдение врача-невропатолога, проводятся систематические фронтальные и индивидуальные логопедические занятия. Одновременно назначается комплекс лечебной физкультуры, массаж и физиотерапия. Открытие полустационаров с широким использованием трудовой терапии для больных с афазией позволяет успешнее решать вопросы социальной адаптации и психотерапевтического воздействия.

Оказание логопедической помощи в условиях неврологического отделения больным с выраженными нарушениями речи (афазия, дизартрия, заикание и т. д.) осуществляется поэтапно. Раннее коррекционное воздействие повышает эффективность работы и имеет большое профилактическое значение.

Сроки нахождения больных в неврологическом стационаре 1—3 месяца.

Больным с тяжелой формой заболевания рекомендуются повторные стационирования с интервалом 6 –12 месяцев. Общий объем логопедической работы включает 1–2 года и более.

Комплексное обследование (логопед, нейропсихолог и т. д.) и анализы его результатов помогают выявить степень, характер и локализацию поражения, компенсаторные возможности.

С больными, страдающими афазией, проводятся подгрупповые, индивидуальные занятия: их частота, характер и содержание зависят от индивидуальных возможностей больного и степени речевого расстройства. Продолжительность логопедического занятия в первые недели – 10 –15 минут (1–2 раза в день). Несколько позже длительность занятий возрастает до 45 минут ежедневно, для подгрупповых занятий срок удлиняется до 1 часа. В речевой карте больного 2 раза в месяц фиксируется динамика логопедической работы (текущий эпикриз).

Наряду с утренними занятиями рекомендуется проводить и вечерние в форме домашнего задания.

Эффективность логопедической работы во многом определяется контактом логопеда с врачом и родственниками больного.

Кроме вышеперечисленной системы могут быть организованы объединения родителей, имеющих детей с проблемами в развитии; центры коррекции и реабилитации, созданные общественными организациями.

Таким образом, система оказания логопедической помощи имеет довольно-таки вариативные формы предоставления услуг, каждая из которых может быть признана успешной и эффективной в зависимости от индивидуально-типологических особенностей и возрастных возможностей детей.

Список литературы:

1.       Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Метод. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

2.       Вариативная примерная  адаптированная  основная образовательная программа для детей с  тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Н.В. Нищева.  – СПб., изд-во Детсво-пресс, 2015.

3.       Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования : метод. пособие. – М.: АЙРИС-пресс, 2005.

4.       Гуськова А.А. Развитие речедвигательной координации детей. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2014 г.

5.       Диагностика нарушений развития речи: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

6.       Логопедия : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2006.

7.       Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: изд-во ЛИТУР, 2006.

8.       Новые логопедические технологии : учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. — Ростов н/Д : Феникс, 2008.

9.       Примерная  адаптированная основная образовательная  программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. 

10.  Руководство по организации работы логопеда в ДОУ: Сборник примерных форм документов и методических материалов/ Авт. - сост. В.О. Йощенко.- М.:АРКТИ, 2008.

 

 

 

 

 

Просмотров: 4698