Характеристика нарушения. Определение. Основные классификации
Согласно этой классификации выделяют такие группы нарушений речи:
- фонетические нарушения речи (ФНР), или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ): нарушения затрагивают звукопроизношение, звуко-слоговую структуру слова, просодику в комплексе или в качестве отдельных компонентов фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговую структуру слова);
- фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР) характеризуются тем, что вместе с нарушениями фонетического аспекта речи наблюдается недоразвитие фонематических процессов (слуховой дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений);
- лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНМ). При этом у ребенка отмечаются относительно сохранные или сформированы звукопроизношение, фонематические процессы, однако возможен ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи;
- общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III уровня), а также не резко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР): нарушенным является формирование всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематичного аспекта речи, лексики и грамматического строя речи).
В отдельную группу стоит отнести системное недоразвитие речи (СНР) у детей с интеллектуальными расстройствами, обусловливающее всестороннее недоразвитие всех основных структурных компонентов речевой системы.
Согласно Международной Классификации Болезней (МКБ 10) нарушения речи классифицируются следующим образом (Табл. 5.2).
Таблица 5.2
Классификация нарушений речи по МКБ 10
Блок нарушений |
Шифр |
Рубрика по МКБ -10 |
Психолого-педагогическое заключение |
Расстройства психологического развития |
|||
Специфические расстройства развития речи и языка
Специфические расстройства развития учебных навыков |
F80 F80.0
F80.1 F80.3
F80.8 F80.9 F81.0 F81.1
|
Специфические расстройства развития речи
Расстройство экспрессивной речи Расстройства развития речи и языка неуточненные |
Дислалия (механическая дислалия; функциональная дислалия: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, артикуляторно-фонетическая) Неосложненный вариант общего недоразвития речи (ОНР невыясненного генеза)
Дислексия (фонематическая, семантическая, аграмматическая, мнестическая, оптическая, тактильная; дислексия в сочетании с дисграфией) Дисграфия (артикуляторно-акустическая, акустическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая, оптическая)
|
Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках |
|||
Симптомы и признаки, относящиеся к речи и голосу |
R47.0 |
Дисфагия и афазия |
Афазия (акустико-гностическая, акустико-мнестичкеская, моторная афферентная, моторная эфферентная, семантическая, динамическая) Дизартрия (бульбарная; псевдобульбарная: стертая форма дизартрии; подкорковая: экстрапирамидная, гиперкинетическая; мозжечковая; корковая: афферентная, эфферентная); анартрия |
- << Назад
- Вперёд