Содержание и формы организации коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 29.11.2015

 

Н.В. Скоробогатова к.п.н., доцент

кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии

ФГБОУ ВПО «ШГПИ»

 

Для тифлопедагогики, как и для общей педагогики, весьма важным является вопрос о том, как осуществляется процесс личностного развития детей с патологией зрения, каковы трудности и особенности развития психики в условиях зрительной недостаточности, каковы источники и факторы коррекционно-компенсаторного формирования социально-адаптивного поведения и пути оптимизации коррекционной медико-психолого-педагогической помощи детям с нарушением зрения. На основе этого в тифлопедагогике создаются специальные условия воспитания и обучения, позволяющие детям с нарушением зрения успешно развиваться.

 

Коррекционное развитие ребенка - преодоление недостатков психофизического раз­вития учащихся, связанных со зрительными нарушениями, в результате актив­ного взаимодействия социальных и биологических факторов, формирования нейродинамических механизмов компенсации дефекта.

Коррекция в тифлопедагогике определяется как система педагогических мероприятий, направленных на преодоление недостатков психического и фи­зического развития людей с нарушением зрения.

Коррекционное воздействие помогает преодолеть недостатки психическо­го развития, связанного со зрительными дефектами (недостатки ощущения, восприятия, представлений, мышления, памяти, речи, воображения и др.), а также недостатки физического развития (в ориентировке в пространстве, осан­ке, моторике, в координации движений и др.).

С точки зрения системного и комплексного подхода Б.К.Тупоногов выделяет четыре важнейших формы организации деятельности по преодолению недостатков в психофизическом раз­витии детей с нарушением зрения. В основу классификации положены: место, условия и цели проведения коррекционно-педагогической работы:

1.Коррекционная направленность общеобразовательного процесса.

2.Специальные коррекционные занятия.

3.Коррекционные занятия в семье.

4.Самокоррекция.

Коррекционная направленность общеобразовательного процесса осуществ­ляется на всех формах занятий в специальных школах и ДОУ. Общеобразователь­ные цели и задачи уроков, групповых занятий, воспитательных мероприятий обя­зательно объединяются с целями коррекции, и это единение осуществляется во всех содержательно-методических звеньях проводимых занятий, увязывается со средствами и методам проведения, спецификой их структурного построения.

Особенно важно, о чём мы упоминали выше, это органично соединить изучаемый материал по разным предметам с коррекционно-педагогической работой, определить какие виды и приёмы педагогической коррекции наиболее рационально и эффективно можно использовать при изучении той или иной программной темы.       

Специальные коррекционные занятия ориентированы на определённый де­фект и конкретное функциональное нарушение у ребёнка, связанные со слепо­той, слабовидением, с менее сложными поражениями органа зрения. Методика этих занятий, коррекционные приёмы и способы направлены на преодоление психофизических недостатков в развитии, связанных с конкретным нарушением.

В учебных планах специальных школ за чертой общеобразовательных предметов идёт перечень специальных коррекционных занятий, которые проводятся помимо предметных уроков. Это развитие осязания, остаточного зрения, ЛФК, ритмика, ориентировка в пространстве; логопедия, социально-бытовая ориентировка и др.

Просмотров: 5444