Характеристика нарушения. Определение. Основные классификации

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 30.11.2015

Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений.

Формы дисграфии:

1)        по О.А. Токаревой:

·           акустическая,

·           оптическая,

·           моторная.

2)        По М.Е. Хватцеву:

·           дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха,

·           дисграфия на почве расстройств устной речи,

·           дисграфия на почве нарушения произносительного ритма,

·           оптическая форма,

·           дисграфия при моторной и сенсорной афазии.

3)        По Р.И. Лалаевой:

·           артикуляторно-акустическая,

·           на основе нарушений фонемного распознавания,

·           на почве нарушения языкового анализа и синтеза,

·           аграмматическая,

·           оптическая.

В случае несформированности процессов чтения и письма говорят об алексии и аграфии (рис.5.2).

Трудности усвоения письменной речи часто обусловливаются дефектами устной речи (за исключением оптических форм), несформированностью операций звукового анализа, нестойкостью произвольного внимания.

Психолого-педагогическая классификация направлена на выявление речевой симптоматики (симптомологический уровень) на основе психолого-лингвистических критериев. Симптомологический уровень анализа речевых нарушений позволяет охарактеризовать внешние симптомы недоразвития речи у детей, выявить поврежденные компоненты речевой системы. Данные о состоянии сформированности структурных компонентов речи (фонетического, грамматического, лексического) являются основой для определения группы речевых нарушений и направления детей в соответствующие группы детского дошкольного учреждения или школы.

Рис.5.2. Классификация нарушений письменной речи

 

Относительно данной классификации выделяется две группы нарушений: нарушение средств общения и нарушения в применении средств общения (рис. 5.3).

Рис.5.3 Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений

 

Просмотров: 6650