Характеристика нарушения. Определение. Основные классификации
Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений.
Формы дисграфии:
1) по О.А. Токаревой:
· акустическая,
· оптическая,
· моторная.
2) По М.Е. Хватцеву:
· дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха,
· дисграфия на почве расстройств устной речи,
· дисграфия на почве нарушения произносительного ритма,
· оптическая форма,
· дисграфия при моторной и сенсорной афазии.
3) По Р.И. Лалаевой:
· артикуляторно-акустическая,
· на основе нарушений фонемного распознавания,
· на почве нарушения языкового анализа и синтеза,
· аграмматическая,
· оптическая.
В случае несформированности процессов чтения и письма говорят об алексии и аграфии (рис.5.2).
Трудности усвоения письменной речи часто обусловливаются дефектами устной речи (за исключением оптических форм), несформированностью операций звукового анализа, нестойкостью произвольного внимания.
Психолого-педагогическая классификация направлена на выявление речевой симптоматики (симптомологический уровень) на основе психолого-лингвистических критериев. Симптомологический уровень анализа речевых нарушений позволяет охарактеризовать внешние симптомы недоразвития речи у детей, выявить поврежденные компоненты речевой системы. Данные о состоянии сформированности структурных компонентов речи (фонетического, грамматического, лексического) являются основой для определения группы речевых нарушений и направления детей в соответствующие группы детского дошкольного учреждения или школы.
Рис.5.2. Классификация нарушений письменной речи
Относительно данной классификации выделяется две группы нарушений: нарушение средств общения и нарушения в применении средств общения (рис. 5.3).
Рис.5.3 Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений
Просмотров: 6650