Характеристика нарушения. Определение. Основные классификации

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 30.11.2015

 

Виды речевых нарушений, включенных в клинико-педагогическую классификацию (табл. 5.1).

Таблица 5.1

Нарушения устной речи

Форма нарушения

Определение

Формы

Характеристика

Патогенез

Возраст возникновения

Харак-

тер проявле-

ний

Расстройства фонационного (внешнего) оформления высказывания

Дисфония (афония)

отсутствие или расстройство фонации в результате патологических изменений голосового аппарата

-гипотонусная,

-гипертонусная (спастическая),

-ринофония: открытая, закрытая

 

проявляется в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония).

Обусловливается  либо органическим,

либо функциональными расстройствами голосообра-

зующего механизма центральной или периферической локализации.

возникает на любом этапе развития ребенка.

может быть изолиро-

ванной либо входить в состав ряда других наруше-

ний речи

Дислалия

нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата

1. функцио-

нальная:

-акустико-фонематическая,

-артикулятор--

но-фонемати-ческая,

-артикулятор-но-фонети-

ческая

2. механическая

проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи:

- искажения,

- замены,

-смешения звуков.

 

обусловливается несформированностью артикуляторной базы или неправильно сформиронными артикуляторными позициями; также может проявляться в результате анатомических дефектов артикуляционного аппарата. В психологическом аспекте может рассматриваться как несформированность операций различения и узнавания фонем или как несформированность операций отбора и реализации, либо как нарушений условий реализации звуков. При анатомических дефектах носит органический характер, при их отсутствии - функциональный.

возникает обычно в процессе развития речи ребенка; при травматических поражениях периферического аппарата - в любом возрасте

дефекты являются избира-

тельными и могут иметь характер самостоя-

тельного наруше-

ния

Ринолалия

нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата

1. открытая:

-функциональная открытая,

- органическая открытая: приобретенная/врожденная

2. закрытая:

- передняя,

- задняя

- функциональная

- органическая

3. смешанная

проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыды-хательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа, получая резонанс. Наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи. Часто встречаются и просодические нарушения, речь становится малоразбор-чивой, монотонной. 

обусловливается дефектами, вызванными врожденными расщелинами нёба - палатолалия. Все остальные случаи назализации обусловливаются функциональными или органическими нарушениями различной локализции

с рождением ребенка либо при травматических поражениях – на любом этапе развития ребенка

самостоя-

тельное речевое наруше-

ние

Дизартрия (тяжелая степень - анартрия)

нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата

1.    бульбарная

2.    псевдо-бульбарная

3.    экстрапирамидная (подкорковая)

4.    мозжечко-

   вая

5.    корковая

наблюдается несформиро-ванность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты.  

является следствием органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам.

возникает вследствие рано приобереннего церебрального паралича, но может возникнуть на любом этапе развития ребенка вследствие нейроинфекций и мозговых заболеваний

может возникать в симпто-

мокопле-ксе при ДЦП либо носить самостоятельный характер

Брадилалия

патологически замедленный темп речи

 

проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы. Речь тягуче растянутая, вялая, монотонная.

центрально обусловлена; может быть органической или функциональной

на ранних этапах развития речи ребенка при обусловленности личностными качествами ребенка или физиологическими особенностями развития

выделяет-

ся как самосто-

ятельное наруше-

ние и в симпто-

моком-

плексе

 

 

 

 

Тахилалия

патологически ускоренный темп речи

1.чистые формы тахилалии

2.функциональная тахилалия

3.параллельная форма

 

а)баттаризм

б) полтерн

проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы. Речь торопливая, стремительная, напористая, может сопровождаться аграмматизмами.

центрально обусловлена; органическая или функциональ-

ная

выделяет-ся как самостоя-тельное наруше-

ние и в симпто-моком-плексе

 

Заикание

нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата

1.   невротиче-ская форма

2.   неврозопо-добная форма

выражается в различных проявлениях судорожных запинок в речи (тонические, клонические, смешанные)

централь обусловлено, имеет органическую или функциональную природу

возникает в ходе речевого развития ребенка (2-4 года либо в критические периоды)

проявля-ется как самостоя-тельное наруше-

ние

Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания

Алалия

отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка

1.   экспрессивная (моторная) форма:

- эфферентная

афферентная

2.   импрессив-

  ная (сенсорная) форма

 

 

нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказыва-

ния. Не формируется система языковых средств (фонематических, грамматических, лексических), страдает мотивационно-побудительный уровень речепорождения. Наблюдаются грубые семантические дефекты, нарушения управления речевыми движениями. 

центрально обусловлена, имеет органическую природу

возникает с рождения ребенка

возникает как самостоя-тельное наруше-

ние

Афазия

полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга

1.    акустико-гностическая сенсорная форма,

2.    акустико-мнестическая форма,

3.    семантическая форма,

4.    афферен-тная кинестетическая моторная афазия,

5.    эфферентная моторная афазия,

6.    динамичес-кая афазия

7.    афазия у левшей

речь теряется в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекций, опухолей мозга

центрально обусловлена, органическая природа

возникает на базе сформированной речи с постепенным ее распадом в возрасте от 3х лет. Выделяют детскую и взрослую афазии

возникает как самостоя-тельное наруше-ние

Просмотров: 6649