Характеристика нарушения. Определение. Основные классификации
Виды речевых нарушений, включенных в клинико-педагогическую классификацию (табл. 5.1).
Таблица 5.1
Нарушения устной речи
Форма нарушения |
Определение |
Формы |
Характеристика |
Патогенез |
Возраст возникновения |
Харак- тер проявле- ний |
Расстройства фонационного (внешнего) оформления высказывания |
||||||
Дисфония (афония) |
отсутствие или расстройство фонации в результате патологических изменений голосового аппарата |
-гипотонусная, -гипертонусная (спастическая), -ринофония: открытая, закрытая
|
проявляется в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония). |
Обусловливается либо органическим, либо функциональными расстройствами голосообра- зующего механизма центральной или периферической локализации. |
возникает на любом этапе развития ребенка. |
может быть изолиро- ванной либо входить в состав ряда других наруше- ний речи |
Дислалия |
нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата |
1. функцио- нальная: -акустико-фонематическая, -артикулятор-- но-фонемати-ческая, -артикулятор-но-фонети- ческая 2. механическая |
проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: - искажения, - замены, -смешения звуков.
|
обусловливается несформированностью артикуляторной базы или неправильно сформиронными артикуляторными позициями; также может проявляться в результате анатомических дефектов артикуляционного аппарата. В психологическом аспекте может рассматриваться как несформированность операций различения и узнавания фонем или как несформированность операций отбора и реализации, либо как нарушений условий реализации звуков. При анатомических дефектах носит органический характер, при их отсутствии - функциональный. |
возникает обычно в процессе развития речи ребенка; при травматических поражениях периферического аппарата - в любом возрасте |
дефекты являются избира- тельными и могут иметь характер самостоя- тельного наруше- ния |
Ринолалия |
нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата |
1. открытая: -функциональная открытая, - органическая открытая: приобретенная/врожденная 2. закрытая: - передняя, - задняя - функциональная - органическая 3. смешанная |
проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыды-хательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа, получая резонанс. Наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи. Часто встречаются и просодические нарушения, речь становится малоразбор-чивой, монотонной. |
обусловливается дефектами, вызванными врожденными расщелинами нёба - палатолалия. Все остальные случаи назализации обусловливаются функциональными или органическими нарушениями различной локализции |
с рождением ребенка либо при травматических поражениях – на любом этапе развития ребенка |
самостоя- тельное речевое наруше- ние |
Дизартрия (тяжелая степень - анартрия) |
нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата |
1. бульбарная 2. псевдо-бульбарная 3. экстрапирамидная (подкорковая) 4. мозжечко- вая 5. корковая |
наблюдается несформиро-ванность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты. |
является следствием органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам. |
возникает вследствие рано приобереннего церебрального паралича, но может возникнуть на любом этапе развития ребенка вследствие нейроинфекций и мозговых заболеваний |
может возникать в симпто- мокопле-ксе при ДЦП либо носить самостоятельный характер |
Брадилалия |
патологически замедленный темп речи |
|
проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы. Речь тягуче растянутая, вялая, монотонная. |
центрально обусловлена; может быть органической или функциональной |
на ранних этапах развития речи ребенка при обусловленности личностными качествами ребенка или физиологическими особенностями развития |
выделяет- ся как самосто- ятельное наруше- ние и в симпто- моком- плексе
|
Тахилалия |
патологически ускоренный темп речи |
1.чистые формы тахилалии 2.функциональная тахилалия 3.параллельная форма
а)баттаризм б) полтерн |
проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы. Речь торопливая, стремительная, напористая, может сопровождаться аграмматизмами. |
центрально обусловлена; органическая или функциональ- ная |
выделяет-ся как самостоя-тельное наруше- ние и в симпто-моком-плексе
|
|
Заикание |
нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата |
1. невротиче-ская форма 2. неврозопо-добная форма |
выражается в различных проявлениях судорожных запинок в речи (тонические, клонические, смешанные) |
централь обусловлено, имеет органическую или функциональную природу |
возникает в ходе речевого развития ребенка (2-4 года либо в критические периоды) |
проявля-ется как самостоя-тельное наруше- ние |
Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания |
||||||
Алалия |
отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка |
1. экспрессивная (моторная) форма: - эфферентная афферентная 2. импрессив- ная (сенсорная) форма
|
нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказыва- ния. Не формируется система языковых средств (фонематических, грамматических, лексических), страдает мотивационно-побудительный уровень речепорождения. Наблюдаются грубые семантические дефекты, нарушения управления речевыми движениями. |
центрально обусловлена, имеет органическую природу |
возникает с рождения ребенка |
возникает как самостоя-тельное наруше- ние |
Афазия |
полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга |
1. акустико-гностическая сенсорная форма, 2. акустико-мнестическая форма, 3. семантическая форма, 4. афферен-тная кинестетическая моторная афазия, 5. эфферентная моторная афазия, 6. динамичес-кая афазия 7. афазия у левшей |
речь теряется в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекций, опухолей мозга |
центрально обусловлена, органическая природа |
возникает на базе сформированной речи с постепенным ее распадом в возрасте от 3х лет. Выделяют детскую и взрослую афазии |
возникает как самостоя-тельное наруше-ние |