Характеристика нарушения. Определение. Основные классификации

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 30.11.2015

 

Именно в данный период развития и становления неврологии и смежных дисциплин большое распространение получила клиническая классификация речевых нарушений (М.Е. Хватцев, Ф.A. Pay, О.В. Правдина, С.С. Ляпидевский, Б.М. Гриншпун и др.). В ее основе лежит изучение причин (этиологии) и патологических проявлений (патогенеза) речевой недостаточности.

Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, определяющих специфику речевого расстройства, без которых последнее не может возникнуть. 

Патогенез нарушений речи — это патологический механизм, обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.

Соответственно данной классификации выделяются следующие формы (виды) речевой патологии, каждая из которых имеет свою симптоматику и динамику проявлений: нарушения голоса, нарушения темпа речи, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия, нарушения письма и чтения (аграфия и дисграфия, алексия и дислексия).

В данную классификацию были привнесены значительные коррективы определения различных форм речевых нарушений: изменены представления об отдельных видах патологии, относимых к одной форме; пополнилась содержательная характеристика речевого расстройства. Однако, не смотря на это, смысловой объем понятий и соответствующие термины перестали быть однозначными, что значительно осложнило междисциплинарные контакты, необходимые для комплексного медико-педагогического подхода к преодолению речевых нарушений.

Сомнения в возможности разработки единой методики коррекционного логопедического воздействия применительно к одной и той же форме речевого нарушения, поколебали уверенность в соответствии клинической классификации целям и задачам логопедического воздействия как педагогического процесса и дали толчок дальнейшим теоретическим поискам.

С осознанием неприемлемости прямого переноса в логопедию клинических построений, основанных на симптоматической трактовке речевых нарушений, исследователи все большее значение уделяли опоре на другие принципы анализа и более содержательные критерии.

Новые принципы анализа речевых нарушений у детей были сформулированы Р.Е. Левиной. Из всего многообразия дефектов речевого развития у разных типов аномальных детей она выделила тех, чьи нарушения речи были обусловлены несформированностью или разладкой на ранних этапах онтогенеза речевых, психологических и физиологических механизмов при первично сохранных слухе, зрении и интеллекте. Такие нарушения были отнесены Р.Е. Левиной к категории первичного недоразвития речи.

Таким образом, в настоящее время в отечественной логопедии в обращении находятся две классификации речевых нарушений:

1)                 Клинико-педагогическая классификация (М.Е. Хватцев, О.Ф. Рау, О.В. Правдина и др.)

2)                 Психолого-педагогическая классификация (Р.Е. Левина)

Клинико-педагогическая классификация опирается на содружество с медициной, однако в отличие от чисто клинической, выделяемые в ней виды речевых нарушений не привязываются строго к формам заболеваний.    Данная классификация засевается не на одном критерии, а на совокупности психолого-лингвистических и клинических критериев (клиническим критериям отводится роль уточняющих). Ориентированность данной классификации выражена в разработке системы преодоления дефекта речи, дифференцированном подходе к его преодолению и предельной детализации видов речевых нарушений. Такой многоаспектный подход препятствует одноаспектности представлений о речевом нарушении, поскольку направлен на понимание нарушения в целом.

Исходя из целей логопедического воздействия, выделяют следующие критерии разграничения речевых нарушений:

·                    Нарушения формы речи (устной или письменной);

·                    Нарушения вида речевой деятельности относительно каждой из форм: для устной – говорения или слушания, для письменной – письма и чтения;

·                    Нарушения этапа порождения или восприятия речи:

- продуктивные виды речевой деятельности: разграничение этапов внутреннего и внешнего оформления высказывания (говорение и письмо);

- рецептивные виды речевой деятельности: сенсорный или рецептивный этапы (слушание или чтение);

·                    Нарушения операций оформления высказывания на том или ином этапе процесса порождения или восприятия речи;

·                    Нарушения средств оформления высказывания (разграничение языковых и произносительных единиц).

Клинические критерии ориентированы на объяснение анатомо-физиологического субстрата речевого нарушения и причин возникновения, что, в свою очередь, позволяет произвести дифференциацию сходных по внешним проявлениям дефектов на основе данных:

ü    какими факторами обусловлено речевое нарушение: социальными/ биологическими;

ü    на каком фоне оно развивается: органическом/функциональном;

ü    в каком звене речевой функциональной системы локализуется: центральном/периферическом;

ü    какова степень нарушения центральных или периферических аппаратов речи;

ü    время его наступления.

Просмотров: 6649