Характеристика нарушения. Определение. Основные классификации

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 30.11.2015

 

И.С. Коростина,  учитель-логопед

МКДОУ «Детский сад компенсирующего вида №23 «Солнышко» г.Шадринск,

ассистент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии

ФГБОУ ВПО «ШГПИ»

 

Нарушение речи представляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности. Под механизмом нарушения речи понимается характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.

 

Нарушение речи определяется как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. С точки зрения коммуникативной теории расстройство речи есть нарушение вербальной коммуникации. Расстроенными оказываются взаимоотношения, объективно существующие между индивидуумом и обществом и проявляющиеся в речевом общении.

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

1. Они не соответствуют возрасту говорящего;

2. Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;

3. Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;

4. Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;

5. Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;

6. Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.

Такая характеристика позволяет отграничить речевые нарушения от возрастных особенностей речи, от ее временных нарушений у детей и взрослых, от особенностей речи, обусловленных территориально-диалективными и социокультурными факторами.

Под структурой речевого дефекта понимается совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей. В структуре речевого дефекта выделяется первичное, ведущее нарушение (ядро) и вторичные дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях с первыми, а также системные последствия. Различная структура речевого дефекта находит свое отражение в определенном соотношении первичных и вторичных симптомов, что во многом определяет специфику целенаправленного логопедического воздействия.

Нарушения речи носят многообразный характер в зависимости от их степени, от локализации пострадавшей функции, от времени поражения, от выраженности вторичных отклонений, возникающих под воздействием ведущего дефекта.

Находясь под большим влиянием успехов европейской медицины в области изучения речевых расстройств, логопедия опиралась на сложившиеся к концу XIX- началу XX вв. классификации. К одной из первых относятся классификация Адольфа Куссмауля (1877), подвергшего критическому анализу ранние представления о видах речевых нарушений, систематизировавшего и упорядочившего их терминологию.  В классификации А. Куссмауля для общего наименования расстройств артикулирования (дизартрия и дислалия, а также расстройства дикции — дисфазия) вводится понятие «лалопатия». При этом алалию А. Куссмауль, как и его предшественники, относил к нарушениям речи, связанным с артикуляционными расстройствами, и полагал для нее равнозначным термин «anartria literalis» (отсутствие артикуляции звуков). К алалии, таким образом, А. Куссмауль относил случаи нарушения, для которых характерна полная невозможность произносить членораздельный звук; в дальнейшем для обозначения такого состояния стал использоваться термин «анартрия». Наряду с названными артикуляторными нарушениями А. Куссмауль выделяет расстройства дикции, к которым были отнесены нарушения грамматических форм и синтаксических выражений. Эти нарушения исследователь назвал дисфазиями.

Классификация А. Куссмауля в дальнейшем получила название «клинической», и была положена в основу ряда модификаций зарубежных и отечественных исследователей первой четверти XX в. (В. Одтушевский, Г. Гутцман, Э. Фрешельс, С.М. Доброгаев и др.), характеризующихся общими критериями: клинический подход, дополняемый этиопатогенезом нарушений, связь выделенных видов нарушений с нозологическими формами заболеваний (при этом нарушения речи трактовались как симптом того или иного заболевания), язык описания, состоящий из латинских и греческих словообразовательных элементов. Однако в данных классификациях прослеживались и несовпадения, обусловленные разными принципами группировки нарушений, расхождениями во взглядах на степень существенности для классификации того или иного критерия. Данный факт послужил основанием несовпадения как в самой номенклатуре различных форм и видов речевых нарушений, так и в содержательном компоненте терминов (одни и те же явления обозначались разными терминами, а разные явления подводились под одно понятие). Противоречия между имеющимися классификациями, а также внутри одной, стали особенно заметны на фоне достижений фундаментальных и прикладных наук XX столетия: физиологии ВНД, психологии, лингвистики, медицины, педагогики.    


 

Именно в данный период развития и становления неврологии и смежных дисциплин большое распространение получила клиническая классификация речевых нарушений (М.Е. Хватцев, Ф.A. Pay, О.В. Правдина, С.С. Ляпидевский, Б.М. Гриншпун и др.). В ее основе лежит изучение причин (этиологии) и патологических проявлений (патогенеза) речевой недостаточности.

Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, определяющих специфику речевого расстройства, без которых последнее не может возникнуть. 

Патогенез нарушений речи — это патологический механизм, обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.

Соответственно данной классификации выделяются следующие формы (виды) речевой патологии, каждая из которых имеет свою симптоматику и динамику проявлений: нарушения голоса, нарушения темпа речи, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия, нарушения письма и чтения (аграфия и дисграфия, алексия и дислексия).

В данную классификацию были привнесены значительные коррективы определения различных форм речевых нарушений: изменены представления об отдельных видах патологии, относимых к одной форме; пополнилась содержательная характеристика речевого расстройства. Однако, не смотря на это, смысловой объем понятий и соответствующие термины перестали быть однозначными, что значительно осложнило междисциплинарные контакты, необходимые для комплексного медико-педагогического подхода к преодолению речевых нарушений.

Сомнения в возможности разработки единой методики коррекционного логопедического воздействия применительно к одной и той же форме речевого нарушения, поколебали уверенность в соответствии клинической классификации целям и задачам логопедического воздействия как педагогического процесса и дали толчок дальнейшим теоретическим поискам.

С осознанием неприемлемости прямого переноса в логопедию клинических построений, основанных на симптоматической трактовке речевых нарушений, исследователи все большее значение уделяли опоре на другие принципы анализа и более содержательные критерии.

Новые принципы анализа речевых нарушений у детей были сформулированы Р.Е. Левиной. Из всего многообразия дефектов речевого развития у разных типов аномальных детей она выделила тех, чьи нарушения речи были обусловлены несформированностью или разладкой на ранних этапах онтогенеза речевых, психологических и физиологических механизмов при первично сохранных слухе, зрении и интеллекте. Такие нарушения были отнесены Р.Е. Левиной к категории первичного недоразвития речи.

Таким образом, в настоящее время в отечественной логопедии в обращении находятся две классификации речевых нарушений:

1)                 Клинико-педагогическая классификация (М.Е. Хватцев, О.Ф. Рау, О.В. Правдина и др.)

2)                 Психолого-педагогическая классификация (Р.Е. Левина)

Клинико-педагогическая классификация опирается на содружество с медициной, однако в отличие от чисто клинической, выделяемые в ней виды речевых нарушений не привязываются строго к формам заболеваний.    Данная классификация засевается не на одном критерии, а на совокупности психолого-лингвистических и клинических критериев (клиническим критериям отводится роль уточняющих). Ориентированность данной классификации выражена в разработке системы преодоления дефекта речи, дифференцированном подходе к его преодолению и предельной детализации видов речевых нарушений. Такой многоаспектный подход препятствует одноаспектности представлений о речевом нарушении, поскольку направлен на понимание нарушения в целом.

Исходя из целей логопедического воздействия, выделяют следующие критерии разграничения речевых нарушений:

·                    Нарушения формы речи (устной или письменной);

·                    Нарушения вида речевой деятельности относительно каждой из форм: для устной – говорения или слушания, для письменной – письма и чтения;

·                    Нарушения этапа порождения или восприятия речи:

- продуктивные виды речевой деятельности: разграничение этапов внутреннего и внешнего оформления высказывания (говорение и письмо);

- рецептивные виды речевой деятельности: сенсорный или рецептивный этапы (слушание или чтение);

·                    Нарушения операций оформления высказывания на том или ином этапе процесса порождения или восприятия речи;

·                    Нарушения средств оформления высказывания (разграничение языковых и произносительных единиц).

Клинические критерии ориентированы на объяснение анатомо-физиологического субстрата речевого нарушения и причин возникновения, что, в свою очередь, позволяет произвести дифференциацию сходных по внешним проявлениям дефектов на основе данных:

ü    какими факторами обусловлено речевое нарушение: социальными/ биологическими;

ü    на каком фоне оно развивается: органическом/функциональном;

ü    в каком звене речевой функциональной системы локализуется: центральном/периферическом;

ü    какова степень нарушения центральных или периферических аппаратов речи;

ü    время его наступления.


 

Виды речевых нарушений, включенных в клинико-педагогическую классификацию (табл. 5.1).

Таблица 5.1

Нарушения устной речи

Форма нарушения

Определение

Формы

Характеристика

Патогенез

Возраст возникновения

Харак-

тер проявле-

ний

Расстройства фонационного (внешнего) оформления высказывания

Дисфония (афония)

отсутствие или расстройство фонации в результате патологических изменений голосового аппарата

-гипотонусная,

-гипертонусная (спастическая),

-ринофония: открытая, закрытая

 

проявляется в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония).

Обусловливается  либо органическим,

либо функциональными расстройствами голосообра-

зующего механизма центральной или периферической локализации.

возникает на любом этапе развития ребенка.

может быть изолиро-

ванной либо входить в состав ряда других наруше-

ний речи

Дислалия

нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата

1. функцио-

нальная:

-акустико-фонематическая,

-артикулятор--

но-фонемати-ческая,

-артикулятор-но-фонети-

ческая

2. механическая

проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи:

- искажения,

- замены,

-смешения звуков.

 

обусловливается несформированностью артикуляторной базы или неправильно сформиронными артикуляторными позициями; также может проявляться в результате анатомических дефектов артикуляционного аппарата. В психологическом аспекте может рассматриваться как несформированность операций различения и узнавания фонем или как несформированность операций отбора и реализации, либо как нарушений условий реализации звуков. При анатомических дефектах носит органический характер, при их отсутствии - функциональный.

возникает обычно в процессе развития речи ребенка; при травматических поражениях периферического аппарата - в любом возрасте

дефекты являются избира-

тельными и могут иметь характер самостоя-

тельного наруше-

ния

Ринолалия

нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата

1. открытая:

-функциональная открытая,

- органическая открытая: приобретенная/врожденная

2. закрытая:

- передняя,

- задняя

- функциональная

- органическая

3. смешанная

проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыды-хательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа, получая резонанс. Наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи. Часто встречаются и просодические нарушения, речь становится малоразбор-чивой, монотонной. 

обусловливается дефектами, вызванными врожденными расщелинами нёба - палатолалия. Все остальные случаи назализации обусловливаются функциональными или органическими нарушениями различной локализции

с рождением ребенка либо при травматических поражениях – на любом этапе развития ребенка

самостоя-

тельное речевое наруше-

ние

Дизартрия (тяжелая степень - анартрия)

нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата

1.    бульбарная

2.    псевдо-бульбарная

3.    экстрапирамидная (подкорковая)

4.    мозжечко-

   вая

5.    корковая

наблюдается несформиро-ванность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты.  

является следствием органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам.

возникает вследствие рано приобереннего церебрального паралича, но может возникнуть на любом этапе развития ребенка вследствие нейроинфекций и мозговых заболеваний

может возникать в симпто-

мокопле-ксе при ДЦП либо носить самостоятельный характер

Брадилалия

патологически замедленный темп речи

 

проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы. Речь тягуче растянутая, вялая, монотонная.

центрально обусловлена; может быть органической или функциональной

на ранних этапах развития речи ребенка при обусловленности личностными качествами ребенка или физиологическими особенностями развития

выделяет-

ся как самосто-

ятельное наруше-

ние и в симпто-

моком-

плексе

 

 

 

 

Тахилалия

патологически ускоренный темп речи

1.чистые формы тахилалии

2.функциональная тахилалия

3.параллельная форма

 

а)баттаризм

б) полтерн

проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы. Речь торопливая, стремительная, напористая, может сопровождаться аграмматизмами.

центрально обусловлена; органическая или функциональ-

ная

выделяет-ся как самостоя-тельное наруше-

ние и в симпто-моком-плексе

 

Заикание

нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата

1.   невротиче-ская форма

2.   неврозопо-добная форма

выражается в различных проявлениях судорожных запинок в речи (тонические, клонические, смешанные)

централь обусловлено, имеет органическую или функциональную природу

возникает в ходе речевого развития ребенка (2-4 года либо в критические периоды)

проявля-ется как самостоя-тельное наруше-

ние

Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания

Алалия

отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка

1.   экспрессивная (моторная) форма:

- эфферентная

афферентная

2.   импрессив-

  ная (сенсорная) форма

 

 

нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказыва-

ния. Не формируется система языковых средств (фонематических, грамматических, лексических), страдает мотивационно-побудительный уровень речепорождения. Наблюдаются грубые семантические дефекты, нарушения управления речевыми движениями. 

центрально обусловлена, имеет органическую природу

возникает с рождения ребенка

возникает как самостоя-тельное наруше-

ние

Афазия

полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга

1.    акустико-гностическая сенсорная форма,

2.    акустико-мнестическая форма,

3.    семантическая форма,

4.    афферен-тная кинестетическая моторная афазия,

5.    эфферентная моторная афазия,

6.    динамичес-кая афазия

7.    афазия у левшей

речь теряется в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекций, опухолей мозга

центрально обусловлена, органическая природа

возникает на базе сформированной речи с постепенным ее распадом в возрасте от 3х лет. Выделяют детскую и взрослую афазии

возникает как самостоя-тельное наруше-ние


 

Все виды нарушений, которые рассматриваются в клинико-педагогической классификации, на основе психолого-лингвистических критериев делятся на две большие группы в зависимости от нарушенного вида речи – устной или письменной (рис. 5.1, рис. 5.2).


Рис.5.1. Классификация нарушений устной речи

 


Нарушения письменной речи

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в трудностях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.

Формы дислексии (по Р.И. Лалаевой):

·           фонематическая,

·           семантическая,

·           аграмматическая,

·           мнестическая,

·           оптическая,

·           тактильная.


Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений.

Формы дисграфии:

1)        по О.А. Токаревой:

·           акустическая,

·           оптическая,

·           моторная.

2)        По М.Е. Хватцеву:

·           дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха,

·           дисграфия на почве расстройств устной речи,

·           дисграфия на почве нарушения произносительного ритма,

·           оптическая форма,

·           дисграфия при моторной и сенсорной афазии.

3)        По Р.И. Лалаевой:

·           артикуляторно-акустическая,

·           на основе нарушений фонемного распознавания,

·           на почве нарушения языкового анализа и синтеза,

·           аграмматическая,

·           оптическая.

В случае несформированности процессов чтения и письма говорят об алексии и аграфии (рис.5.2).

Трудности усвоения письменной речи часто обусловливаются дефектами устной речи (за исключением оптических форм), несформированностью операций звукового анализа, нестойкостью произвольного внимания.

Психолого-педагогическая классификация направлена на выявление речевой симптоматики (симптомологический уровень) на основе психолого-лингвистических критериев. Симптомологический уровень анализа речевых нарушений позволяет охарактеризовать внешние симптомы недоразвития речи у детей, выявить поврежденные компоненты речевой системы. Данные о состоянии сформированности структурных компонентов речи (фонетического, грамматического, лексического) являются основой для определения группы речевых нарушений и направления детей в соответствующие группы детского дошкольного учреждения или школы.

Рис.5.2. Классификация нарушений письменной речи

 

Относительно данной классификации выделяется две группы нарушений: нарушение средств общения и нарушения в применении средств общения (рис. 5.3).

Рис.5.3 Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений

 


Согласно этой классификации выделяют такие группы нарушений речи:

- фонетические нарушения речи (ФНР), или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ): нарушения затрагивают звукопроизношение, звуко-слоговую структуру слова, просодику в комплексе или в качестве отдельных компонентов фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговую структуру слова);

- фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР) характеризуются тем, что вместе с нарушениями фонетического аспекта речи наблюдается недоразвитие фонематических процессов (слуховой дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений);

- лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНМ). При этом у ребенка отмечаются относительно сохранные или сформированы звукопроизношение, фонематические процессы, однако возможен ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи;

- общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III уровня), а также не резко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР): нарушенным является формирование всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематичного аспекта речи, лексики и грамматического строя речи).

В отдельную группу стоит отнести системное недоразвитие речи (СНР) у детей с интеллектуальными расстройствами, обусловливающее всестороннее недоразвитие всех основных структурных компонентов речевой системы.

Согласно Международной Классификации Болезней (МКБ 10) нарушения речи классифицируются следующим образом (Табл. 5.2).

Таблица 5.2

Классификация нарушений речи по МКБ 10

Блок нарушений

Шифр

Рубрика по МКБ -10

Психолого-педагогическое заключение

Расстройства психологического развития

Специфические расстройства развития речи и языка
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Специфические расстройства развития учебных навыков
 
 
 
 
 
 
 
 
 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся в детском и подростковом возрасте

F80 
 
 

F80.0
 

 

F80.1
 
F80.2
 

F80.3
 

 

F80.8
 

F80.9
 
 

F81.0
 

F81.1
 
 
 


 F81.8
 
 
F98.5
 F98.6

Специфические расстройства развития речи 
Специфические расстройства артикуляции речи

 

Расстройство экспрессивной речи
Расстройство рецептивной речи
 Приобретенная афазия с эпилепсией (Ландау-Клефнера)
Другие расстройства развития речи и языка

Расстройства развития речи и языка неуточненные
 Специфическое расстройство чтения
 
 Специфическое расстройство спеллингования в сочетании с нарушением чтения
  Смешанное расстройство развития школьных навыков 
  Заикание
 Речь взахлеб

  

 

 

Дислалия (механическая дислалия; функциональная дислалия: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, артикуляторно-фонетическая)
Моторная алалия
 
 Сенсорная алалия
 
Детская афазия
 
 

 Неосложненный вариант общего недоразвития речи (ОНР невыясненного генеза)
 

 

 

Дислексия (фонематическая, семантическая, аграмматическая, мнестическая, оптическая, тактильная; дислексия в сочетании с дисграфией)

Дисграфия (артикуляторно-акустическая, акустическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая, оптическая)


Трудности обучения
 
 
 Заикание (невротическое и неврозоподобное)
Тахилалия (баттаризм, полтерн)

Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках 

Симптомы и признаки, относящиеся к речи и голосу
 

R47.0
 
 
 R47.1
 
 
 
 R49.0
 
 
 
 
 
 
 
 R49.1
 
 
 
 
 
 R49.2

Дисфагия и афазия
 
 
  Дизартрия, анартрия
 
 
 
 Дисфония 
 
 
 
 
 
 
 
  Афония 
 
 
 
 
 
 Открытая гнусавость и закрытая гнусавость

Афазия (акустико-гностическая, акустико-мнестичкеская, моторная афферентная, моторная эфферентная, семантическая, динамическая)

Дизартрия (бульбарная; псевдобульбарная: стертая форма дизартрии; подкорковая: экстрапирамидная, гиперкинетическая; мозжечковая; корковая: афферентная, эфферентная); анартрия
 Дисфония (функциональная: гипертонусная, гипотонусная; органическая: дисфония при параличах и порезах центрального и периферического характера, дисфония при новообразованиях, дисфония при кровоизлияниях голосовых складок, дисфония после удаления новообразований, дисфония при профессиональном трахеите)
 Афония (функциональная: гипертонусная, гипотонусная, психогенная; органическая: афония при параличах и порезах, афония при новообразованиях гортани, афония при кровоизлиянии голосовых складок, афония при профессиональном трахеите)
 Открытая ринолалия (органическая открытая, функциональная открытая) и закрытая ринолалия (передняя, задняя, функциональная)

 

 

Просмотров: 6649