Содержание и формы организации коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 29.11.2015

 

Чем лучше у ребенка развиты осязание, слух и другие сохранные анализаторы (включая и остаточное зрение), чем больше он знако­мится с окружающей действительностью, тем богаче его чувственный опыт и тем меньше разрыв между запасом его слов и пониманием их значения. Поэтому родители должны уделять особенно большое вни­мание ознакомлению ребенка с окружающим его миром, обучению ося­зательному обследованию предметов, развитию слухового восприятия.

В отношении слепого ребенка развитие тонких движений пальцев рук важно еще и потому, что без этого, невозможно формирование правильных приемов осязательного обследования предметов, поскольку чуткие пальцы рук для слепого так же значимы, как глаза для зрячего. Учитывая это, к развитию тонких движений пальцев рук ребенка следует приступать с раннего возраста. Большую помощь в этом мо­гут оказать игры-потешки такие, как «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик». Взрослый произносит текст, а малыш по одному загибает или разгибает пальчики.

Поскольку незрячий ребенок не может наблюдать за действиями взрослого, слово приобретает особенно важное значение в овладе­нии действиями и приобретении навыков. Поэтому слово, насколько это возможно, должно быть неразрывно с действием, с обследова­нием предметов.

Нужно учить, ребенка подражать различным звукам (как лает со­бачка, как мяукает кошка, как капает вода, как едет машина и т.д.). Наряду с тем, что речь становится для ребенка средством общения, она постепенно начинает выполнять и регулирующую функцию. Это значит, что слово взрослого начинает регулировать поведение ребен­ка. Первыми словами-регуляторами поведения ребенка становятся слова «можно», «нельзя», глаголы в форме повелительного наклонения, типа «ешь», «иди» и т.д.

На втором году жизни с появлением первых слов в активной речи ребенка нужно начинать учить его выполнять простейшие движения по просьбе взрослого: протягивать предмет, который он держит в руках, при слове «дай» и, что труднее, учить протягивать руки к взрослому при словах «на», «возьми». При словах «иди ко мне на ручки» ребенок начи­нает протягивать руки к взрослому, ориентируясь на звук его голоса.

На третьем году жизни с развитием фразовой речи ребенок ста­новится способен выполнять простейшие поручения: «Подойди ко мне», «Положи куклу...» К этому времени он уже ходит и способен на элементарные практические действия.

Для развития речи и мышления ребенка полезны поручения, вы­полнение которых требует понимания предлогов. Например: поло­жить игрушку на диван, на стол, в коробочку, в корзинку, в ящик; вынуть игрушку из коробки и т.д. Вначале, если необходимо, надо направлять руки ребенка или даже брать его руки в свои. Ребенка надо учить прятать игрушку или небольшой предмет под переверну­тую коробочку и искать спрятанное. Для того, чтобы ребенок убедил­ся, что предмет пропал, его руками надо провести по столу и коро­бочке, произнося: «Где игрушка? Спряталась!» Затем его можно научить приподнимать коробочку и доставать игрушку из-под нее.

После того, как ребенок заговорил, можно с помощью речи воз­действовать словом на его поведение. Пройдет немного времени, и постепенно слово станет одним из важнейших средств познания ре­бенком тех предметов и явлений окружающего мира, которые он не может познать из-за отсутствия зрения.

Просмотров: 5446