Направленность офтальмологических и охранных мероприятий и пути их реализации в работе с детьми с нарушениями зрения
Н.В. Скоробогатова к.п.н., доцент
кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии
ФГБОУ ВПО «ШГПИ»
На основе данных офтальмологической и тифлологической литературы можно выделить три группы детей, для каждой из которых в соответствии со степенью и характером нарушения зрения, определяется направленность и дифференцируется содержание офтальмогигиенических и охранных мероприятий. На фоне патологического фактора зрение по характеру может быть: монокулярным (зрение одним глазом); монокулярным альтернирующим (попеременное двумя глазами); одновременным (зрение двумя глазами без слияния изображений в один зрительный образ).
1. Группа детей, имеющих крайне тяжелые нарушения зрения. В эту группу входят: тотально слепые дети (абсолютная слепота); дети со светоощущением; дети с остаточным зрением — острота зрения от 0,04 до 0,005 на лучше видящий глаз в условиях оптической коррекции (практическая слепота). Среди причин детской слепоты доминируют врожденная и перинатальная патологии: пороки и аномалия развития органа зрения в результате нарушения эмбриогенеза, а также патологические состояния глаз, являющиеся следствиями эмбриопатий или перенесенных внутриутробно воспалительных процессов (анофтальм, ми-крофтальм, врожденные деформации глаза и отдельных его структур, катаракты и глаукомы, дистрофические изменения сетчатки и недоразвитие или атрофия зрительных нервов). Большой процент детской слепоты обусловлен ретинопатией недоношенных. Значительный удельный вес среди причин тяжелого нарушения зрения у детей занимают поствоспалительные и посттравматические состояния глаз (В.И. Лакомкин, Э.И. Танюхина, В.Л. Шестаков и др.).
Все клинические формы детской слепоты имеют ряд особенностей: 1) распространенность поражения с вовлечением в патологический процесс не только различных тканей глаза, но и многих структур зрительной системы; 2) сочетание нарушений зрительной и других систем организма:
а) под влиянием одной и той же причины, воздействующий на детский организм в период эмбрионального или постнатального развития;
б) в результате врожденных или приобретенных заболеваний и аномалий развития центральной нервной системы, когда патология зрительной системы является вторичной;
в) нарушение зрения приводит к появлению вторичных нарушений в других функциональных системах организма, включая нейропсихическую сферу;
г) заболевания являются частью системных поражений организма, рассматриваемых как синдромы с участием зрения.
Направленность офтальмогигиенических мероприятий в процессе воспитания и обучения детей, имеющих практическую слепоту, выражается в охране остаточного зрения, в поддержке зрительной системы, развивающейся на фоне грубого органического поражения.
Обобщение литературных данных по вопросам организации жизнедеятельности детей с остаточным зрением позволяет обозначить следующую направленность офтальмогигиенических основ их воспитания и обучения:
• охрана остаточного зрения, достигаемая различными средствами;
• постепенное и систематическое развитие остаточного зрения;
• профилактика и предупреждение различных травм, частая возможность которых возникает из-за значительных трудностей пространственной ориентировки;
• формирование у ребенка и окружающих его взрослых сознательного отношения к настоящим и возможным более тяжелым будущим проблемам со зрением.
Решение обозначенных задач осуществляется через:
1) выполнение определенных и обязательных гигиенических мероприятий, направленных на создание условий, облегчающих зрительную работу (В.П. Ермаков, Г.А. Якунин);
2) неукоснительное выполнение лечебных рекомендаций и организацию жизнедеятельности ребенка в соответствии с задачами и этапом медицинской реабилитации (восстановительное лечение);
3) мероприятия, способствующие физическому развитию и совершенствованию зрительного анализатора, улучшающие питание глаз, укрепляющие склеру и мышцы глаз;
4) общепедагогические мероприятия, направленные на укрепление физического и психического здоровья ребенка, поддержание его психоэмоционального тонуса;
5) воспитание у детей и их родителей сознательного отношения к охране зрения;
6) тифлопедагогические мероприятия, обеспечивающие включение индивидуально развивающийся зрительной системы в жизнедеятельность ребенка и постоянное обогащение зрительного сенсорно-перцептивного опыта ребенка в соответствии с функциональными возможностями зрения, а также формирование тифлопедагогическими приемами умений и навыков полимодальной пространственной и социально-бытовой ориентировки с использованием остаточного зрения;
7) специальную организацию предметно-пространственной среды, значительно облегчающую пространственную ориентировку детей с разными формами остаточного зрения. Следует особо подчеркнуть, что охрана остаточного зрения обеспечивается комплексом обозначенных мероприятий в их тесной взаимосвязи.
2. Группа слабовидящих детей. В эту группу входят дети, у которых на фоне органических поражений зрительной системы или анатомического несовершенства органа зрения острота зрения на лучшем или единственном глазу от 0,05 до 0,4 (в условиях оптической коррекции).
С учетом международной классификации на основе интегральной оценки функционального состояния органа зрения выделяют по тяжести три степени слабовидения: малую, среднюю, высокую. При малой степени слабовидения острота зрения не меньше 0,3, поле зрения без отклонений или концентрически сужено до 40°; при средней степени слабовидения острота зрения находится в пределах 0,3 до 0,1, поле зрения меньше 40, но больше 20° при отсутствии скотом в центральной зоне; при высокой степени слабовидения острота зрения 0,09-0,05, поле зрения меньше 20, но больше 10° или имеются множественные, иногда сливающиеся скотомы.
Основными клиническим формами слабовидения являются нарушения рефракции, патология хрусталика, глаукома, заболевания нервно-зрительного аппарата и др. У слабовидящих детей преобладают врожденные миопия, катаракта, гиперметропия высокой степени, ретинопатия недоношенных, частичная атрофия зрительного нерва и тапеторети-нальные абиотрофии, а также разнообразные врожденные деформации органа зрения (В.И. Лакомкин, В.П. Шестаков и др.).
На фоне первичной зрительной патологии у многих слабовидящих детей проявляются различные осложнения, которые можно разделить на две группы: осложнения в виде вторичных изменений в сенсорном и моторном аппаратах зрительной системы; отягощение патологического процесса в виде органических изменений структур глаза или в виде обострения заболевания.
Частым проявлением первой группы осложнений является амблиопия - стойкое снижение центрального зрения. По происхождению амблиопия делится на дисбинокуляр-ную (на фоне косоглазия), рефракционную и анизометрическую (при аномалиях рефракции), обскурационную (при катаракте, нарушении прозрачности сред и птозе), истерическую, врожденную. По степени выделяют слабую амблиопию - острота зрения не ниже 0,4; среднюю - острота зрения 0,3-0,2; высокую (тяжелую) - острота зрения 0,1-0,05; очень высокую (тяжелую) - острота зрения от 0,04 и ниже (Э.С. Аветисов). Рефракционная амблиопия является частым осложнением дальнозоркости и дальнозорного астигматизма, которые, в свою очередь, являются одной из клинико-анатомических причин слабовидения (А.Н. Гнеушева). Обскурационная амблиопия может развиваться на фоне врожденной или травматической (приобретенной) катаракты. Косоглазие является осложнением миопии, катаракты. Тяжелым осложнением зрительной патологии является нистагм - спонтанные колебания движения глаз. Это нарушение движения глазных яблок, трудно поддающееся лечению, может иметь центральный или местный генез, может возникнуть в связи с низким зрением обоих глаз из-за помутнений и аномалий оптических сред или изменений сосудистой оболочки, сетчатки, зрительного нерва.
Осложнения первой группы ухудшают, затрудняют процесс восприятия слабовидящим окружающего мира, ориентировку в нем, поэтому для этой группы детей актуально жесткое соблюдение режима зрительных нагрузок, специальная организация зрительной работы, целенаправленное обогащение сенсорно-перцептивного и моторного опыта.
К осложнениям второй группы относятся изменения на глазном дне, в стекловидном теле в виде кровоизлияний, дегенеративно-дистрофических изменений, отслойки сетчатки при высокой миопии; смещение хрусталика, повышение внутриглазного давления при аномалиях формы и положения хрусталика: его подвывихах и вывихах; повышение давления при врожденной глаукоме; синехии, подвывих хрусталика, грыжа стекловидного тела при катаракте. Причиной некоторых осложнений может быть игнорирование в жизнедеятельности ребенка противопоказанных факторов (факторов риска) при определенных видах зрительных патологий. Обобщение данных офтальмологической литературы позволяет выделить факторы возникновения осложнений при слабовидении (табл. 3.2).
- Назад
- Вперёд >>