Направленность офтальмологических и охранных мероприятий и пути их реализации в работе с детьми с нарушениями зрения

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 29.11.2015

 

Н.В. Скоробогатова к.п.н., доцент

кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии

ФГБОУ ВПО «ШГПИ»

 

На основе данных офтальмологической и тифлологической литературы можно выделить три группы детей, для каждой из которых в соответствии со степенью и характе­ром нарушения зрения, определяется направленность и дифференцируется содержание офтальмогигиенических и охранных мероприятий. На фоне патологического факто­ра зрение по характеру может быть: монокулярным (зре­ние одним глазом); монокулярным альтернирующим (по­переменное двумя глазами); одновременным (зрение двумя глазами без слияния изображений в один зритель­ный образ).

 

1. Группа детей, имеющих крайне тяжелые наруше­ния зрения. В эту группу входят: тотально слепые дети (аб­солютная слепота); дети со светоощущением; дети с оста­точным зрением — острота зрения от 0,04 до 0,005 на лучше видящий глаз в условиях оптической коррекции (практическая слепота). Среди причин детской слепоты до­минируют врожденная и перинатальная патологии: пороки и аномалия развития органа зрения в результате наруше­ния эмбриогенеза, а также патологические состояния глаз, являющиеся следствиями эмбриопатий или перенесенных внутриутробно воспалительных процессов (анофтальм, ми-крофтальм, врожденные деформации глаза и отдельных его структур, катаракты и глаукомы, дистрофические измене­ния сетчатки и недоразвитие или атрофия зрительных нер­вов). Большой процент детской слепоты обусловлен ретино­патией недоношенных. Значительный удельный вес среди причин тяжелого нарушения зрения у детей занимают поствоспалительные и посттравматические состояния глаз (В.И. Лакомкин, Э.И. Танюхина, В.Л. Шестаков и др.).

Все клинические формы детской слепоты имеют ряд особенностей: 1) распространенность поражения с вовлече­нием в патологический процесс не только различных тка­ней глаза, но и многих структур зрительной системы; 2) сочетание нарушений зрительной и других систем орга­низма:

а) под влиянием одной и той же причины, воздейст­вующий на детский организм в период эмбрионального или постнатального развития;

б) в результате врожденных или приобретенных заболеваний и аномалий развития центральной нервной системы, когда патология зритель­ной системы является вторичной;

в) нарушение зрения приводит к появлению вторичных нарушений в других функциональных системах организма, включая нейропсихическую сферу;

г) заболевания являются частью систем­ных поражений организма, рассматриваемых как синдро­мы с участием зрения.

Направленность офтальмогигиенических мероприятий в процессе воспитания и обучения детей, имеющих прак­тическую слепоту, выражается в охране остаточного зре­ния, в поддержке зрительной системы, развивающейся на фоне грубого органического поражения.

Обобщение литературных данных по вопросам органи­зации жизнедеятельности детей с остаточным зрением позволяет обозначить следующую направленность офтальмогигиенических основ их воспитания и обучения:

• охрана остаточного зрения, достигаемая различными средствами;

  постепенное и систематическое развитие остаточного зрения;

  профилактика и предупреждение различных травм, частая возможность которых возникает из-за значитель­ных трудностей пространственной ориентировки;

  формирование у ребенка и окружающих его взрослых сознательного отношения к настоящим и возможным бо­лее тяжелым будущим проблемам со зрением.

Решение обозначенных задач осуществляется через:

1) выполнение определенных и обязательных гигиениче­ских мероприятий, направленных на создание условий, облегчающих зрительную работу (В.П. Ермаков, Г.А. Яку­нин);

2) неукоснительное выполнение лечебных рекомен­даций и организацию жизнедеятельности ребенка в соот­ветствии с задачами и этапом медицинской реабилитации (восстановительное лечение);

3) мероприятия, способству­ющие физическому развитию и совершенствованию зри­тельного анализатора, улучшающие питание глаз, укреп­ляющие склеру и мышцы глаз;

4) общепедагогические ме­роприятия, направленные на укрепление физического и психического здоровья ребенка, поддержание его психо­эмоционального тонуса;

5) воспитание у детей и их родите­лей сознательного отношения к охране зрения;

6) тифло­педагогические мероприятия, обеспечивающие включе­ние индивидуально развивающийся зрительной системы в жизнедеятельность ребенка и постоянное обогащение зрительного сенсорно-перцептивного опыта ребенка в соответ­ствии с функциональными возможностями зрения, а так­же формирование тифлопедагогическими приемами уме­ний и навыков полимодальной пространственной и социально-бытовой ориентировки с использованием оста­точного зрения;

7) специальную организацию предметно-пространственной среды, значительно облегчающую про­странственную ориентировку детей с разными формами остаточного зрения. Следует особо подчеркнуть, что охра­на остаточного зрения обеспечивается комплексом обозна­ченных мероприятий в их тесной взаимосвязи.

2. Группа слабовидящих детей. В эту группу входят дети, у которых на фоне органических поражений зри­тельной системы или анатомического несовершенства ор­гана зрения острота зрения на лучшем или единственном глазу от 0,05 до 0,4 (в условиях оптической коррекции).

С учетом международной классификации на основе ин­тегральной оценки функционального состояния органа зрения выделяют по тяжести три степени слабовидения: малую, среднюю, высокую. При малой степени слабовиде­ния острота зрения не меньше 0,3, поле зрения без откло­нений или концентрически сужено до 40°; при средней степени слабовидения острота зрения находится в преде­лах 0,3 до 0,1, поле зрения меньше 40, но больше 20° при отсутствии скотом в центральной зоне; при высокой степе­ни слабовидения острота зрения 0,09-0,05, поле зрения меньше 20, но больше 10° или имеются множественные, иногда сливающиеся скотомы.

Основными кли­ническим формами слабовидения являются нарушения рефракции, патология хрусталика, глаукома, заболева­ния нервно-зрительного аппарата и др. У слабовидящих детей преобладают врожденные миопия, катаракта, гиперметропия высокой степени, ретинопатия недоношен­ных, частичная атрофия зрительного нерва и тапеторети-нальные абиотрофии, а также разнообразные врожденные деформации органа зрения (В.И. Лакомкин, В.П. Шестаков и др.).

На фоне первичной зрительной патологии у многих сла­бовидящих детей проявляются различные осложнения, которые можно разделить на две группы: осложнения в виде вторичных изменений в сенсорном и моторном аппа­ратах зрительной системы; отягощение патологического процесса в виде органических изменений структур глаза или в виде обострения заболевания.

Частым проявлением первой группы осложнений явля­ется амблиопия - стойкое снижение центрального зрения. По происхождению амблиопия делится на дисбинокуляр-ную (на фоне косоглазия), рефракционную и анизометриче­скую (при аномалиях рефракции), обскурационную (при катаракте, нарушении прозрачности сред и птозе), истери­ческую, врожденную. По степени выделяют слабую амблиопию - острота зрения не ниже 0,4; среднюю - острота зрения 0,3-0,2; высокую (тяжелую) - острота зрения 0,1-0,05; очень высокую (тяжелую) - острота зрения от 0,04 и ниже (Э.С. Аветисов). Рефракционная амблиопия является частым осложнением дальнозоркости и дальнозорного ас­тигматизма, которые, в свою очередь, являются одной из клинико-анатомических причин слабовидения (А.Н. Гнеу­шева). Обскурационная амблиопия может развиваться на фоне врожденной или травматической (приобретенной) ката­ракты. Косоглазие является осложнением миопии, катарак­ты. Тяжелым осложнением зрительной патологии является нистагм - спонтанные колебания движения глаз. Это нару­шение движения глазных яблок, трудно поддающееся лече­нию, может иметь центральный или местный генез, может возникнуть в связи с низким зрением обоих глаз из-за помут­нений и аномалий оптических сред или изменений сосудис­той оболочки, сетчатки, зрительного нерва.

Осложнения первой группы ухудшают, затрудняют про­цесс восприятия слабовидящим окружающего мира, ориен­тировку в нем, поэтому для этой группы детей актуально жесткое соблюдение режима зрительных нагрузок, специ­альная организация зрительной работы, целенаправленное обогащение сенсорно-перцептивного и моторного опыта.

К осложнениям второй группы относятся изменения на глазном дне, в стекловидном теле в виде кровоизлияний, дегенеративно-дистрофических изменений, отслойки сет­чатки при высокой миопии; смещение хрусталика, повы­шение внутриглазного давления при аномалиях формы и положения хрусталика: его подвывихах и вывихах; повы­шение давления при врожденной глаукоме; синехии, под­вывих хрусталика, грыжа стекловидного тела при ката­ракте. Причиной некоторых осложнений может быть игнорирование в жизнедеятельности ребенка противопо­казанных факторов (факторов риска) при определенных видах зрительных патологий. Обобщение данных офталь­мологической литературы позволяет выделить факторы возникновения осложнений при слабовидении (табл. 3.2).

Просмотров: 1514