Содержание и формы организации коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 29.11.2015

 

К полутора годам понимаемые слова становятся более стойкими и обобщенными: ребенок знает названия ограниченного круга окружа­ющих предметов, действия с ними и названия отдельных качеств пред­метов, может их оценить. Развитие речевого общения слепого, как и зрячего, ребенка опирается на развитие фонематического слуха.

Исследования развития фонематического слуха у ребенка ранне­го возраста показывают, что в восемь месяцев ребенок воспринимает ритмические и интонационные особенности фразы, но отдельных слов еще не различает, в десять-одиннадцать месяцев уже начинает выде­лять слова, но в них еще не различает фонем, а фиксирует лишь об­щую структуру слова, т.е. развитие понимания речи у ребенка идет от более комплексных к более дифференцированным частям речи, от фразы к слову. Но развитый фонематический слух понимается как умение выделять отдельные звуки речи, т.е. предполагает еще более тонкую дифференциацию элементов речи, что наступает у нормально видящего ребенка к полутора-двум годам.

Звуковое общение свойственно слепому ребенку и до шести ме­сяцев. Примерно в восемь-девять месяцев возникает подражание звукам, состоящее в повторении именно того звука, который произ­носит взрослый. Подражание возникает обычно в ответ на действия только близких ему людей, связанных с ним положительно окрашен­ными эмоциональными отношениями. В десять-одиннадцать месяцев слепой ребенок способен повторить за взрослым новые звуки, а по­том и новые слова, сопровождая ими действия.

В возрасте одного года ребенок имеет от 1 до 20 активных слов, к полутора годам - 36—95 слов, но во взаимоотношениях со взрос­лым зрячий ребенок еще Не использует речь как средство общения, а пользуется более примитивными и более надежными для него фор­мами общения: мимикой, жестами, неречевыми звуками.

У ребенка еще нет потребности в речевом общении со взрослыми. Такая речь называется «автономной», так как в ней не используется сложившаяся система языка окружающих. Примерно после полутора лет происходит скачок в развитии речи ребенка, и она начинает раз­виваться ускоренными темпами.

Именно в это время ребенок начинает требовать предметы, назы­вая их, т.е. использует речь для общения. К двум годам у ребенка воз­никает описательная речь. В ответах на вопросы взрослого ребенок начинает употреблять описательное констатирующее предложение.

Слепой ребенок также в полтора-два года начинает использовать свою развивающуюся речь в качестве основного средства общения со взрослыми. Быстро растет активный словарь, совершенствуется грамматический строй речи. Общение слепого ребенка в этот период является еще самоцелью и направлено на само общение со взрослым, поэтому слепой, подражая взрослым, овладевает огромным запасом слов и целых предложений, непонятных ему по содержанию. Повто­рение и употребление слов с пока непонятными значениями не сму­щают слепого ребенка, так как в ответ на их употребление он получает отклик и радость со стороны взрослого. Это является стимулом даль­нейшего накопления даже формального словаря, который он может употреблять в определенной ситуации и который является для него средством активного общения со взрослым.

Активное общение слепого ребенка со взрослым в совместной предметной, деятельности обеспечивает образование связи слова с обозначаемым им предметом. Поэтому опора на активное речевое об­щение и есть тот обходной путь, который обеспечивает преодоление трудностей в формировании предметных действий и обусловливает продвижение в психическом развитии слепого ребенка. Образование системы связей речевой деятельности со всей системой сохранив­шихся анализаторов, с развивающейся двигательно-мышечной систе­мой обеспечивает основу для компенсации слепоты в этом возрасте.

В связи с этим огромный скачок в развитии слепого происходит именно в тот момент, когда речевое общение включается в предмет­ное и когда действия с предметами соответствуют их прямому назна­чению и оказываются в центре активности слепого. Интенсивно развивающаяся речь слепого ребенка, активно исполь­зующего ее в основном как средство общения, является тем звеном, опираясь на которое возможно продвинуть психическое развитие слепого. Процесс речевого общения позволяет ускорить формирова­ние предметных действий, дает возможность их совершенствовать. Развитие же предметных действий в свою очередь ведет к формиро­ванию осязания у ребенка.

Обучая малыша произношению того или иного слова, произноси­те его четко. При этом можно провести его руками по своему лицу, губам. Незрячим детям свойственно с усилием нажимать на предмет, с которым они знакомятся или действуют. Поэтому специальное вни­мание следует уделять обучению ребенка прикасаться к лицу легки­ми движениями. Объясните и покажите ему, что грубые движения приносят боль.

Обучению правильной артикуляции/произношению и мимике спо­собствует игра, в процессе которой взрослый просит ребенка пока­зать, как он спит, плачет, радуется.

Развитию разговорной речи детей также способствуют специаль­ные дыхательные упражнения, в процессе которых формируется пра­вильная постановка дыхания. С этой целью можно провести с малы­шом такие игры, как «Подуем на кашку», «Подуем, как ветер».

Просмотров: 5445