Содержание и формы организации коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 29.11.2015

 

Ребенка второго года жизни знакомят с домом, предметами, кото­рые его окружают. Поднося малыша к различным предметам, можно его ручками, взяв их в свои, потрогать предмет. Очень важно, чтобы, процесс знакомства с окружающими предметами доставлял ребенку удовольствие. Речь взрослого при знакомстве ребенка с новым пред­метом должна быть спокойна и эмоционально насыщена. Следует об­ратить внимание малыша на приятные ощущения, получаемые в про­цессе осязательного обследования предмета. Например: «На полу лежит ковер. Потрогай его. Какой он мягкий, пушистый, теплый».

Знакомя ребенка с окружающими предметами, нужно стараться, чтобы он понял их назначение. Для этого ребенка учат действовать с некоторыми предметами, использовать их по назначению. Так, купая малыша, можно дать ему в руки пластмассовую кружечку и учить его зачерпывать и выливать воду. Во время кормления в руку ребенка можно вложить ложку. Следует учесть, что у ребенка, лишенного зри­тельного восприятия, не появится представление о предметах, кото­рыми пользуются во время еды (тарелка, ложка, чашка), если его спе­циально не познакомить с ними. Ребенок не видит не только эти предметы, но и действия с ними. Поэтому необходимо, чтобы во вре­мя еды ребенок поддерживал руками чашку, потрогал тарелку, по­держал в руках ложку.

К концу второго и на третьем году жизни ребенок должен позна­комиться со всеми предметами, которые окружают его в доме, и с их назначением. При этом необходимо показывать ему основные, наи­более существенные части предметов и называть их основные свой­ства. Например: «Шкаф большой, у него есть дверца, она открывается и закрывается. На полках лежат вещи; у стула есть спинка и ножки, на нем можно сидеть» и т.д.

Для знакомства ребенка с большим предметом, например шкафом, взрослый ставит ребенка на стул, чтобы с помощью осязания он убе­дился, какой шкаф высокий. Затем открывает дверцы, выдвигает ящи­ки, чтобы показать ребенку, что в шкафу хранят различные вещи: иг­рушки, книги или одежду.

К началу третьего года слепой ребенок должен узнавать предметы обихода, с которыми он сталкивается, знать предметы, находящиеся в комнате, где он живет. Если у ребенка есть остаточное зрение, это происходит несколько раньше.  Для детей с остаточным зрением выбирают яркие игрушки. Двух­цветные игрушки должны быть контрастными.

Дома и на прогулке необходимо обращать внимание ребенка на различные звуки (шум ветра, дождя, звук проезжающей машины, ша­гов, скрип двери и т.д.) и помогать ребенку связать тот или иной звук с определенным действием (шум шагов с приходом человека, и т.д.). На прогулке, обращая внимание малыша на тепло солнечных лучей, можно научить его поворачивать лицо к солнцу.

К концу второго и началу третьего года жизни ребенка необходи­мы специальные занятия для умственного развития и развития паль­цев рук. Малыша надо учить класть один кубик на другой, снимать кольцах пирамидки, делая это сначала его руками. При этом движе­ния должны быть мягкими, прикосновения к рукам ребенка не силь­ными. Однако, если ребенок вырывает руки, занятия надо отложить до следующего раза. Занятия должны быть непродолжительными, в зависимости от желания ребенка.

Обучение ре­бенка действиям самообслуживания и бытового труда уже в раннем возрасте - первейшая задача родителей при воспитании де­тей с нарушением зрения. Очевидно, чем лучше у ребенка будут сформированы навыки самообслуживания, тем более приспособ­ленным к жизни он вырастет.

Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для развития познавательной деятельнос­ти ребенка, а следовательно, и для его психического развития в це­лом. Учась самостоятельно удовлетворять первичные потребности (в пище, в защите организма от какого-либо вредного воздействия), ребенку волей-неволей приходится обследовать различные предме­ты и орудия (одежду, предметы сервировки стола).

В результате ознакомительной деятельности у ребенка «формируются образы как самих предметов, потребностей (например, видов пищи), так и средств (орудий) и способов их удовлетворения (например, ложка и действие ею)». Маленький слепой ребенок относится
к новым предметам сначала с недоверием и даже страхом. Интерес и
желание познакомиться могут вызвать у него лишь «полезные» раздражители (сначала пища, позже ложка, одежда и т.д.). Со временем круг предметов, которые вызывают у ребенка ориен­тировочную реакцию, расширяется, и он начинает интересовать­ся (активно обследовать и действовать) предметами, не служащими удовлетворению его естественных нужд.

На первом этапе обучения взрослый выполняет действие совмест­но с ребенком: берет руки ребенка в свои и производит все необхо­димые операции его руками. Каждая операция обязательно сопровождается объяснением.

Со временем взрослому становится уже не нужно выполнять все действия руками ребенка. Он начинает выполнение действия, а затем в нужный момент направляет руки ребенка. Его помощь также нужна и по окончании выполнения действия при контролировании резуль­тата его выполнения. В итоге все действия выполняются ребенком самостоятельно.

Понимание слепым ребенком смысла слова, как и зрячим, прохо­дит целый ряд ступеней. На ранних этапах значение понимаемого ребенком названия предмета основывается на эмоциональном пере­живании целой ситуации. Это приводит к отнесенности слова к широ­кому кругу различных предметов и действий, входящих в эту ситуа­цию, что свидетельствует о неумении ребенка обобщать в слове однородные предметы.

В дальнейшем слово начинает связываться с наличием конкретного предмета и лишь значительно позже - с появлением представлений: ребенок становится способным понять слово без наличия предмета.

Просмотров: 5445