Содержание и формы организации коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения
Ребенка второго года жизни знакомят с домом, предметами, которые его окружают. Поднося малыша к различным предметам, можно его ручками, взяв их в свои, потрогать предмет. Очень важно, чтобы, процесс знакомства с окружающими предметами доставлял ребенку удовольствие. Речь взрослого при знакомстве ребенка с новым предметом должна быть спокойна и эмоционально насыщена. Следует обратить внимание малыша на приятные ощущения, получаемые в процессе осязательного обследования предмета. Например: «На полу лежит ковер. Потрогай его. Какой он мягкий, пушистый, теплый».
Знакомя ребенка с окружающими предметами, нужно стараться, чтобы он понял их назначение. Для этого ребенка учат действовать с некоторыми предметами, использовать их по назначению. Так, купая малыша, можно дать ему в руки пластмассовую кружечку и учить его зачерпывать и выливать воду. Во время кормления в руку ребенка можно вложить ложку. Следует учесть, что у ребенка, лишенного зрительного восприятия, не появится представление о предметах, которыми пользуются во время еды (тарелка, ложка, чашка), если его специально не познакомить с ними. Ребенок не видит не только эти предметы, но и действия с ними. Поэтому необходимо, чтобы во время еды ребенок поддерживал руками чашку, потрогал тарелку, подержал в руках ложку.
К концу второго и на третьем году жизни ребенок должен познакомиться со всеми предметами, которые окружают его в доме, и с их назначением. При этом необходимо показывать ему основные, наиболее существенные части предметов и называть их основные свойства. Например: «Шкаф большой, у него есть дверца, она открывается и закрывается. На полках лежат вещи; у стула есть спинка и ножки, на нем можно сидеть» и т.д.
Для знакомства ребенка с большим предметом, например шкафом, взрослый ставит ребенка на стул, чтобы с помощью осязания он убедился, какой шкаф высокий. Затем открывает дверцы, выдвигает ящики, чтобы показать ребенку, что в шкафу хранят различные вещи: игрушки, книги или одежду.
К началу третьего года слепой ребенок должен узнавать предметы обихода, с которыми он сталкивается, знать предметы, находящиеся в комнате, где он живет. Если у ребенка есть остаточное зрение, это происходит несколько раньше. Для детей с остаточным зрением выбирают яркие игрушки. Двухцветные игрушки должны быть контрастными.
Дома и на прогулке необходимо обращать внимание ребенка на различные звуки (шум ветра, дождя, звук проезжающей машины, шагов, скрип двери и т.д.) и помогать ребенку связать тот или иной звук с определенным действием (шум шагов с приходом человека, и т.д.). На прогулке, обращая внимание малыша на тепло солнечных лучей, можно научить его поворачивать лицо к солнцу.
К концу второго и началу третьего года жизни ребенка необходимы специальные занятия для умственного развития и развития пальцев рук. Малыша надо учить класть один кубик на другой, снимать кольцах пирамидки, делая это сначала его руками. При этом движения должны быть мягкими, прикосновения к рукам ребенка не сильными. Однако, если ребенок вырывает руки, занятия надо отложить до следующего раза. Занятия должны быть непродолжительными, в зависимости от желания ребенка.
Обучение ребенка действиям самообслуживания и бытового труда уже в раннем возрасте - первейшая задача родителей при воспитании детей с нарушением зрения. Очевидно, чем лучше у ребенка будут сформированы навыки самообслуживания, тем более приспособленным к жизни он вырастет.
Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для развития познавательной деятельности ребенка, а следовательно, и для его психического развития в целом. Учась самостоятельно удовлетворять первичные потребности (в пище, в защите организма от какого-либо вредного воздействия), ребенку волей-неволей приходится обследовать различные предметы и орудия (одежду, предметы сервировки стола).
В результате ознакомительной деятельности у ребенка «формируются образы как самих предметов, потребностей (например, видов пищи), так и средств (орудий) и способов их удовлетворения (например, ложка и действие ею)». Маленький слепой ребенок относится
к новым предметам сначала с недоверием и даже страхом. Интерес и
желание познакомиться могут вызвать у него лишь «полезные» раздражители (сначала пища, позже ложка, одежда и т.д.). Со временем круг предметов, которые вызывают у ребенка ориентировочную реакцию, расширяется, и он начинает интересоваться (активно обследовать и действовать) предметами, не служащими удовлетворению его естественных нужд.
На первом этапе обучения взрослый выполняет действие совместно с ребенком: берет руки ребенка в свои и производит все необходимые операции его руками. Каждая операция обязательно сопровождается объяснением.
Со временем взрослому становится уже не нужно выполнять все действия руками ребенка. Он начинает выполнение действия, а затем в нужный момент направляет руки ребенка. Его помощь также нужна и по окончании выполнения действия при контролировании результата его выполнения. В итоге все действия выполняются ребенком самостоятельно.
Понимание слепым ребенком смысла слова, как и зрячим, проходит целый ряд ступеней. На ранних этапах значение понимаемого ребенком названия предмета основывается на эмоциональном переживании целой ситуации. Это приводит к отнесенности слова к широкому кругу различных предметов и действий, входящих в эту ситуацию, что свидетельствует о неумении ребенка обобщать в слове однородные предметы.
В дальнейшем слово начинает связываться с наличием конкретного предмета и лишь значительно позже - с появлением представлений: ребенок становится способным понять слово без наличия предмета.
Просмотров: 5445