Содержание и формы организации коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения
Одновременно с формированием предметных действий у слепого ребенка развиваются функции контроля за их выполнением, осуществляемые за счет развития мышечного чувства. Однако главным «учителем» в этот период являются сами объекты, требующие от ребенка определенного способа действия, хотя бы в элементарной форме. Это ставит перед родителями и воспитателями задачу ознакомления ребенка с большим количеством различных предметов и обучения ими пользоваться, не бояться давать им ощупывать и узнавать их качества всеми доступными ребенку средствами.
В процессе овладения предметными действиями слепой ребенок, как и зрячий, выделяет свойства предметов. Так, деревянную ложку удобнее удерживать за ручку, хотя и не всегда дети могут производить ею настоящие предметные действия. Однако уже при манипуляции с ложкой они овладевают чисто человеческим способом ее использования - держать за ручку. В этот период развития необходимо приучать ребенка действовать и обследовать предметы двумя руками, развивая моторику обеих рук, обучать приемам и способам обследования предметов, расширяя, возможности познания. Дети в этот период используют игрушки не как средство игры, а как - реальные предметы. Слепой ребенок не может самостоятельно определить функциональные возможности нового, данного ему в руки объекта. Он или выпускает его из рук, или совершает неспецифические действия, поскольку предмет совершенно незнаком ребенку и не входит в систему его связей с внешним миром. Поэтому ребенка необходимо обучать всем специфическим и функциональным действиям с предметами, показывать ему способы овладения предметом. Его необходимо учить даже процессам подражания, используя при этом пассивные и совместные действия, речь. Следует начинать игру или занятие с ребенком двумя-тремя предметами, а иногда и одним постепенно вводя новые.
До двух с половиной лет слепые дети трудно включаются в игровую ситуацию, рассчитанную на совершение определенных предметных действий, заложенных в самом предмете. Трудность в овладении действиями заключается в неразвитости двигательной сферы, обусловленной слепотой. При этом диспропорции между растущим знанием и пониманием функционального значения предметов на основе осязательного и речевого опыта, а также двигательными возможностями в этом возрасте нарастают.
Развитие предметной деятельности у слепых детей протекает по тем же закономерностям, что и у зрячих, и идет от неспецифических манипуляций к овладению функциональными действиями. Но слепые дети долго не точны в движениях, долго не выпускают предмет из рук. Это задерживает развитие мелких движений пальцев, и тем самым развитие активного осязания. Первые специфические манипуляции и отдельные функциональные действия появляются у слепых после двухлетнего возраста, однако к концу третьего года жизни не у всех детей сформировывается и становится ведущей собственно предметная деятельность. Тем не менее предпосылки для предметной деятельности есть, так как дети начинают понимать функциональное назначение предметов и выполняют наиболее простые и часто используемые действия с предметами.
Тесная зависимость психического развития незрячего от обучения и воспитания выявляется при формировании предметной деятельности. Чтобы предметная деятельность могла стать условием для дальнейшего использования ее в компенсации слепоты, ребенок должен быть обучен всем элементам предметной деятельности. Он может узнать о назначении предмета из разговоров взрослых и других источников, но действиям с предметами в соответствии с их назначением он не может научиться самостоятельно.
Чем раньше начато целенаправленное обучение ребенка действиям с предметами, чем активнее он познает окружающее, тем лучше он будет развиваться и вырастет более приспособленным к жизни в обществе. Для выполнения незрячими детьми любой деятельности необходимо с первых шагов самостоятельной жизни приучать их к организованности, порядку, строгой дисциплине. Особое внимание нужно уделять режиму дня. Четкий распорядок дня не только дисциплинирует, но и способствует лучшей ориентации слепого малыша во времени, так как он склонен путать день и ночь.
Огромное значение в развитии активности ребенка приобретают игрушки. Слепому малышу нужны озвученные игрушки: погремушки, резиновые пищащие зайцы, собаки, кошки. Они должны издавать приятный, не резкий звук, чтобы ребенок не пугался. Когда ребенок бодрствует, нужно поговорить с ним, погреметь погремушкой с обеих сторон от него, стараясь, чтобы малыш повернулся к источнику звука. Нужно вкладывать в руки ребенку погремушку, резиновую игрушку, погреметь ею, взяв его руку в свою. Ребенок сначала еще не сможет удержать в руке предмет, но прикосновение к различным по форме и фактуре предметам обогатит его чувственный опыт, поможет укрепить связи с внешним миром. Если не установлено точно, что ребенок абсолютно слепой, необходимо, чтобы цвет игрушек был ярким.
С четырех месяцев ведущее значение в развитии движений у зрячего ребенка приобретает зрение, движения его рук начинают контролироваться деятельностью зрительного анализатора. У слепого ребенка начинает замедляться темп развития хватательных движений, так как контроль за их осуществлением ведется на основе проприо-цептивной чувствительности, еще недостаточно развитой в этом возрасте; он так же позднее начинает самостоятельно садиться, ходить, действовать с окружающими предметами. Именно-с этого возраста нужно активно обучать ребенка захватывать и удерживать в руках предметы и выпускать их.
Малышам первого-второго года жизни лучше давать небольшие игрушки, хорошо моющиеся. Мелкие игрушки и предметы меньше 9 см давать вообще не следует, поскольку дети не смогут различить их детали.
Просмотров: 5446