Содержание и формы организации коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 29.11.2015

 

Когда ребенок научится ходить за руку со взрослыми, можно отойти на несколько шагов и позвать его, чтобы он пошел на звук голоса. По­степенно упражнение усложняют: малыша зовут сбоку от него, сзади. Ребенка необходимо приучать ходить в ванную, спальню, гости­ную, кухню вместо того, чтобы носить его. Сначала взрослый ведет его за руку, затем идет сзади, касаясь его плеча, и по мере надобности направляет его. Выучив путь из комнаты в кухню, ванную, уборную и т.д., ребенок начнет ходить, не натыкаясь на предметы. С этого момента малыш может самостоятельно передвигаться по квартире.

Большинство детей начинают ходить самостоятельно к полутора годам. Это зависит от их физических данных, темперамента, а также от помощи и заботы, которые они получают в семье. Не следует пользоваться ходунками при обучении детей. Привыкая к ним, слепой ребенок не может самостоятельно держать равновесие.

При отсутствии конт­роля зрения у детей до трехлетнего возраста тактильное восприятие значительно снижено, так как без зрительного восприятия многие детали предметов остаются незамеченными. Слепой ребенок в ран­нем возрасте не в состоянии воспринять размер и определить точную форму плохо координированными движениями пальцев рук. С момента, когда ребенок способен обследовать и осязать объекты, он начинает активно овладевать предметным миром, и по­этому для дальнейшего развития ему необходимо изобилие предме­тов для обследования и работы с ними.

Необходимый элемент предметной деятельности - хватание, раз­витие которого осуществляется у слепого по мере дифференциации движений, их упрочения и закрепления умения держать предметы, начинающееся с простого трогания, приводящего к ощупыванию. По­степенно в предметной деятельности ослабляется схватывание и укрепляется выпускание. Схватывание и ощупывание становятся бо­лее четкими, имеющими контур, в отличие от слитности первых дви­гательных актов. Таким образом, предметы внешнего мира начинают восприниматься слепым в их конкретной индивидуальности, и это является началом ориентирования в предметном мире и стимулом к овладению им. Развитие осязания и связь его с другими впечатле­ниями, получаемыми от сохранных анализаторов, обеспечивают пред­метность восприятия слепого ребенка.

Для слепых детей, так же как и для зрячих, закономерно наиболее интенсивнее развитие процессов восприятия в предметной деятель­ности. Однако деятельность с предметами развивается медленно, и ее формирование затягивается до трех-четырехлетнего возраста из-за медленного развития ее двигательных компонентов. У таких детей долго можно наблюдать действия, не являющиеся подлинно предметными, но служащие предпосылкой для их формирования. К ним относятся действия (неспецифические манипуляции), при ко­торых ребенок еще не учитывает свойств предмета и действует со всеми предметами одинаково. Эти манипуляции являются переходными стадиями в овладении слепыми детьми функциональными или собст­венно предметными действиями, характеризующимися использова­нием предметов по их функциональному назначению. Существует так­же много и неадекватных действий, которые противоречат логике использования предмета. Наличие таких действий свидетельствует о том, что замедленное развитие предметных действий является зако­номерностью, свойственной развитию детей с нарушением зрения.

Для слепого ребенка характерна пассивность не только в позна­нии окружающего мира, но и при общении с предметами и игрушка­ми. У большинства слепых детей до трехлетнего возраста, а иногда и дольше задерживаются неспецифические манипуляции с предмета­ми. Любые предметы дети тянут в рот, крутят, стучат ими, двигают около лица или глаз. Ноу некоторых слепых детей в два года наблю­даются специфические манипуляции, проявляющиеся по отношению к знакомым или любимым игрушкам.

К концу третьего года жизни большинство слепых детей начинают использовать предметы и игрушки по их назначению. В первую оче­редь, это предметы, которые постоянно находятся в обиходе детей. Дети правильно катают машинки, используют звучащие игрушки, ложки, кружки, тарелки, учатся одеваться и раздеваться. Для них в этом возрасте характерно одновременное сосуществование разных видов действий с предметами, и это зависит от качества предмета и степени знакомства с ним ребенка.

Просмотров: 5445