Содержание и формы организации коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 29.11.2015

 

Детей с глубокими нарушениями зрения необходимо учить вста­вать на ножки. Вначале ребенку необходимо показать, как найти опо­ру ручками, затем, как, опираясь руками о край стула или журнально­го столика, встать. Если малыш научился вставать на колени, то родители должны помочь ему приподняться на коленях, приподни­мая его. После нескольких тренировок ребенок быстро научится вста­вать самостоятельно.

Необходимо также научить малыша опускаться, садиться. Для это­го нужно показать ему, как сгибать ноги в коленях и медленно опус­каться сначала на одно колено, а затем на другое. И, наконец, он лег­ко сможет сесть сам.

Слепые дети довольно часто минуют стадию ползания. Они не начинают ползать, если родители не покажут им, как это надо делать. У детей, которые ползали, лучше координация движений, чем у детей, миновавших эту стадию. Ползать в незнакомом пространстве менее опасно, чем ходить. Если ребенок играет на полу несколько месяцев, он способен перекаты­ваться к дивану, стенке, под стол и т.д. Когда малыш лежит на животе на гладком паркете или деревян­ном полу и мать поднимает его стопы, слегка подталкивая, то он, на­прягаясь, вынужден автоматически двигаться вперед на руках и ко­ленках и скользить по гладкому полу. Затем можно научить ребенка упираться ногами поочередно и ползти на звук голоса матери.

Ребенок с незначительным остаточным зрением может самостоя­тельно научиться приподниматься на локтях, вставать на четверень­ки, а затем на ноги. Но он еще самостоятельно не ходит.

Каждая семья вырабатывает свои собственные приемы, которые побуждают ребенка к движению. Можно касаться рук ребенка его любимой игрушкой, а потом отводить ее на несколько сантиметров; подбадривая малыша вето стремлении схватить игрушку, говоря: «Иди к маме», «Иди к папе». Однако для этого необходимо предоставить ему достаточное про­странство. Хорошо постелить на полу одеяло, простыню и позвенеть новыми игрушками: колокольчиками, озвученным мячом, поиграть на детском пианино и помочь ребенку сделать первые движения.

Показывая ребенку, как карабкаться вверх по лестнице и спускать­ся с нее вниз, родители учат ребенка владеть своим телом. Он должен научиться взбираться по лестнице лицом вперед и опускаться назад в том же положении. Например, мать садится на четвертую ступеньку лестницы с журналом или книгой, а малыш может 15-20 минут зани­маться упражнениями на лестнице: подниматься и спускаться по ней.

Слепого ребенка необходимо как можно раньше учить вставать, чтобы к моменту, когда он физически будет готов ходить, ребенок уже умел бы хорошо балансировать. До тех пор пока малыш не будет сво­бодно стоять без поддержки, он не готов к самостоятельной ходьбе. Ребенка надо также учить попеременно двигать ногами, посколь­ку он не видит, как ходят другие люди. Родители часто находят ряд приемов и способов, чтобы показать малышу, как надо ходить, напри­мер, ставят ножки ребенка на стопы взрослого, и он двигается по ком­нате, или один из родителей переставляет ножки ребенка, в то время как другой держит его за ручки и т.д. Слепой ребенок обычно идет на голос родителей. Это значит, что они должны находиться перед ре­бенком, когда учат его ходить.

С первыми шагами ребенка окружающий его мир значительно расширяется. Родители должны помочь ребенку ориентиро­ваться в пространстве: мебель и все предметы в доме должны находить­ся на определенных местах, на пути малыша не должно быть предметов с острыми углами. Когда ребенок начнет ходить, не спешите к нему каж­дый раз как только он покачнется или упадет. Малыш должен научиться сам преодолевать первые трудности. Необходимо хвалить ребенка за успеш­но выполненное самостоятельное действие (сам поднялся, пошел и т.п.).

Просмотров: 5445