Содержание и формы организации коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения
Детей с глубокими нарушениями зрения необходимо учить вставать на ножки. Вначале ребенку необходимо показать, как найти опору ручками, затем, как, опираясь руками о край стула или журнального столика, встать. Если малыш научился вставать на колени, то родители должны помочь ему приподняться на коленях, приподнимая его. После нескольких тренировок ребенок быстро научится вставать самостоятельно.
Необходимо также научить малыша опускаться, садиться. Для этого нужно показать ему, как сгибать ноги в коленях и медленно опускаться сначала на одно колено, а затем на другое. И, наконец, он легко сможет сесть сам.
Слепые дети довольно часто минуют стадию ползания. Они не начинают ползать, если родители не покажут им, как это надо делать. У детей, которые ползали, лучше координация движений, чем у детей, миновавших эту стадию. Ползать в незнакомом пространстве менее опасно, чем ходить. Если ребенок играет на полу несколько месяцев, он способен перекатываться к дивану, стенке, под стол и т.д. Когда малыш лежит на животе на гладком паркете или деревянном полу и мать поднимает его стопы, слегка подталкивая, то он, напрягаясь, вынужден автоматически двигаться вперед на руках и коленках и скользить по гладкому полу. Затем можно научить ребенка упираться ногами поочередно и ползти на звук голоса матери.
Ребенок с незначительным остаточным зрением может самостоятельно научиться приподниматься на локтях, вставать на четвереньки, а затем на ноги. Но он еще самостоятельно не ходит.
Каждая семья вырабатывает свои собственные приемы, которые побуждают ребенка к движению. Можно касаться рук ребенка его любимой игрушкой, а потом отводить ее на несколько сантиметров; подбадривая малыша вето стремлении схватить игрушку, говоря: «Иди к маме», «Иди к папе». Однако для этого необходимо предоставить ему достаточное пространство. Хорошо постелить на полу одеяло, простыню и позвенеть новыми игрушками: колокольчиками, озвученным мячом, поиграть на детском пианино и помочь ребенку сделать первые движения.
Показывая ребенку, как карабкаться вверх по лестнице и спускаться с нее вниз, родители учат ребенка владеть своим телом. Он должен научиться взбираться по лестнице лицом вперед и опускаться назад в том же положении. Например, мать садится на четвертую ступеньку лестницы с журналом или книгой, а малыш может 15-20 минут заниматься упражнениями на лестнице: подниматься и спускаться по ней.
Слепого ребенка необходимо как можно раньше учить вставать, чтобы к моменту, когда он физически будет готов ходить, ребенок уже умел бы хорошо балансировать. До тех пор пока малыш не будет свободно стоять без поддержки, он не готов к самостоятельной ходьбе. Ребенка надо также учить попеременно двигать ногами, поскольку он не видит, как ходят другие люди. Родители часто находят ряд приемов и способов, чтобы показать малышу, как надо ходить, например, ставят ножки ребенка на стопы взрослого, и он двигается по комнате, или один из родителей переставляет ножки ребенка, в то время как другой держит его за ручки и т.д. Слепой ребенок обычно идет на голос родителей. Это значит, что они должны находиться перед ребенком, когда учат его ходить.
С первыми шагами ребенка окружающий его мир значительно расширяется. Родители должны помочь ребенку ориентироваться в пространстве: мебель и все предметы в доме должны находиться на определенных местах, на пути малыша не должно быть предметов с острыми углами. Когда ребенок начнет ходить, не спешите к нему каждый раз как только он покачнется или упадет. Малыш должен научиться сам преодолевать первые трудности. Необходимо хвалить ребенка за успешно выполненное самостоятельное действие (сам поднялся, пошел и т.п.).
Просмотров: 5445