Содержание и формы организации коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 29.11.2015

 

Развитие моторики. В раннем и преддошкольном возрасте инва­лиды по зрению значительно отстают от зрячих сверстников в разви­тии движений.

Слепые дети практически овладевают ходьбой в возрасте от года до двух лет, но первые попытки ходить они делают в том же возрасте, что и зрячие, - к концу первого года жизни. Если у ребенка нет дру­гих дефектов, он должен начать самостоятельно ходить в знакомом помещении в возрасте от одного до двух лет.

Однако с первыми самостоятельными попытками передвижения у ребенка появляется боязнь неизвестного пространства. Первые уши­бы и падения тормозят его стремление-ходить самостоятельно. Поэтому одним из важных условий овладения ходьбой должно стать воспитание у ребенка уверенности в безопасности движения. Это дос­тигается обеспечением безопасных условий для передвижения, а так­же помощью взрослого, к которому ребенок испытывает доверие.

Самостоятельное освоение пространства как у слепого, так и у зря­чего изменяет и осуществляет функциональное преобразование всей структуры пространственной ориентировки ребенка, увеличивает поле его активной деятельности, открывает пути к самостоятельному дос­тижению желаемых предметов.

Само по себе вертикальное положение не открывает для слепого ребенка больших возможностей в познании внешнего мира. Необходи­мо включение ребенка в активную деятельность с предметами, напол­няющими пространство. В функциональном преобразовании структуры пространственной ориентировки у зрячего и слепого ребенка мышеч­ное чувство, развивающееся в процессе овладения предметными дей­ствиями, все более опосредствуется статико-динамической регуляцией, т.е. связями с ощущением равновесия и ускорения. Это происходит у нормально видящего ребенка между годом и тремя годами жизни, когда закрепляется стереотип вертикального положения тела ребенка.

Затянувшееся становление вертикального положения и самосто­ятельного передвижения слепого, боязнь нового пространства, новых предметов, задерживает образование и укрепление связи «предмет - действие», не способствует выделению свойств этих предметов. Чувствуя неуверенность при самостоятельном движении, такие дети больше сидят, становятся малоподвижными и, когда у них появляется желание получить какой-либо предмет, не пытаются сами его взять, подползая или подходя к нему, а используют для этого взрослого, за­ставляя звуками, словом и всем поведением приблизить предмет к себе. Как правило, родители вместо того, чтобы поднести или подвес­ти слепого ребенка к предмету, подносят предмет к ребенку. В связи с этим развитие движений слепого задерживается по сравнению с развитием локомоций зрячего этого же возраста. Если ребенок не ползает, то он с трудом учится держать равновесие во время ходьбы при столкновении с предметами. Однако с восьми-десяти месяцев раз­витие моторики слепого становится более осознанным. Постепенно трудности преодолеваются, и слепой ребенок начинает ходить, но его необходимо учить не только ходить, но и падать, перераспределяя тяжесть тела движениями спины, таза и т.д. Умение переносить тя­жесть тела на носки предупреждает развитие плоскостопия, являю­щегося частым явлением в физическом развитии слепого ребенка.

Еще одна особенность в развитии движения слепого ребенка - это отсутствие свободы движений рук при ходьбе. Она связана с общей напряженностью при ходьбе, возникающей в результате не­уверенности. Для того, чтобы снять напряженность, нужно создать стабильные условия жизни ребенка; разложить и расставить в оп­ределенном порядке предметы и игрушки, которыми пользуется ре­бенок, помочь ему приобрести реальные практические знания об окружающем пространстве. Огромное значение в преодолении не­уверенности имеют первые шаги ребенка со взрослым, держащим его за руку. Однако следует менять руку ребенка, а самое главное - предоставлять ему возможность самостоятельно передвигаться в пространстве. Это снижает напряжение при движении.

Слепой ребенок длительное время несамостоятелен и зависит от взрослых в передвижении в пространстве, а следовательно, и недо­статочно активен в познании окружающего мира. Сами движения сле­пого нуждаются в серьезной коррекции, иначе они не смогут служить базой компенсации слепоты.

Просмотров: 5445