Содержание и формы организации коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения
Специфика психического развития и воспитания ребенка раннего возраста нарушением зрения
Путь психического развития слепого ребенка раннего возраста по сравнению со зрячим своеобразен как по его темпам, так и по качественной характеристике.
По сравнению со зрячими у него иная диспропорциональность в развитии психических функций, обусловленная слепотой. Намечаются неравномерность и отставание в развитии некоторых психических процессов.
Роль специально направленного воспитания в этом возрасте заключается в том, чтобы создать наиболее полный комплекс разнообразных раздражителей, как дистантных, так и контактных, позволяющих слепому младенцу ориентироваться во внешнем мире. Увеличение всевозможных раздражителей, возбуждающих слух, осязание, вкус, обоняние и приуроченных к определенным видам деятельности (сну, кормлению, купанию, прогулке и т.д.), является необходимым условием для формирования и установления связей между различными объектами и действиями и готовит почву для продвижения в развитии и для формирования компенсации глубоких нарушений зрения. Слепота как первичный дефект уже в первые месяцы вызывает у слепорожденного младенца вторичные отклонения в развитии, выражающиеся в меньшей активности и подвижности, более позднем выделении отдельных раздражений, создании образов жизненно важных для ребенка предметов и явлений окружающего мира.
Вторичные отклонения в раннем возрасте проявляются также в своеобразии движений ребенка (появлении стереотипных движений и т.д.). Однако вторичные отклонения возникают не у всех детей. В благоприятных для психического развития условиях можно предупредить эти отклонения за счет формирования компенсаторных процессов.
Первым необходимым условием формирования компенсаторных процессов являются постоянное общение с ребенком, возбуждение всех сохранившихся анализаторов (остаточного зрения, слуха, осязания, вкуса и т.д.).
Вторым важным условием развития компенсации слепоты на этой стадии является сочетание дистантного слухового восприятия с контактным тактильным и осязательным, установление связей между осязаемыми объектами и их звуковой характеристикой, что позволяет ребенку с нарушением зрения выделять звук как дистантный сигнальный признак предметов и явлений.
Третьим условием создания системы компенсации слепоты является активизация моторной деятельности детей, развитие их движений. Огромную роль здесь играет установление связей «рука - рот», «рука - рука» на основе раздражений, идущих от мышц и сухожилий ребенка.
Большое значение имеют целенаправленное воспитание, терпение при установлении этих связей, закрепление случайных находок, помощь пассивными движениями и специальной гимнастикой. Недостаточное физическое развитие может привести к появлению бесцельных стереотипных движений. Именно в моторном (двигательном) развитии слепого ребенка раннего возраста особое внимание следует обратить на целесообразность движений; их предметную направленность.
В период примерно от шести месяцев до трех лет ребенок с нарушением зрения начинает серьезно отставать в психическом развитии от нормально видящего сверстника. Это выражается в меньшем объеме знаний и представлений об окружающем мире, в значительном формализме и ограниченном понимании слов, в менее развитых и координированных движениях и слабой ориентировке в пространстве. В психическом развитии ребенка необходимо особое внимание обратить на интенсивное развитие речевого общения, овладение функциональными действиями с предметами, самостоятельной ходьбой в знакомом пространстве и на элементарное самообслуживание.
Для психического развития слепых детей свойственны неодновременность и неравномерность формирования психических функций, они иные, чем у нормально видящих детей этого же возраста. В компенсации слепоты и преодолении вторичных отклонений, вызванных глубокими нарушениями зрения, на каждом возрастном этапе необходимо опираться на развитие таких психических образований, которые в данный отрезок времени меньше страдают от зрительного дефекта и находятся в сензитивном периоде своего развития. Осуществление компенсации происходит в ведущей для каждого возраста деятельности, что требует достаточно высокого уровня ее сформированности. В этом возрасте такой деятельностью является предметная деятельность, в процессе которой развиваются основные движения тела и рук, речевое и неречевое общение, создается система дифференцированных восприятий, накапливается чувственный опыт.
Просмотров: 5446