Содержание и формы организации коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 29.11.2015

 

Специфика психического развития и воспитания ребенка раннего возраста  нарушением зрения

Путь психического развития сле­пого ребенка раннего возраста  по сравнению со зрячим своеобразен как по его тем­пам, так и по качественной характеристике.

По сравнению со зрячими у него иная диспропорциональность в развитии психических функций, обусловленная слепотой. Намечают­ся неравномерность и отставание в развитии некоторых психических процессов.

Роль специально направленного воспитания в этом возрасте за­ключается в том, чтобы создать наиболее полный комплекс разнообраз­ных раздражителей, как дистантных, так и контактных, позволяющих слепому младенцу ориентироваться во внешнем мире. Увеличение все­возможных раздражителей, возбуждающих слух, осязание, вкус, обоняние и приуроченных к определенным видам деятельности (сну, корм­лению, купанию, прогулке и т.д.), является необходимым условием для формирования и установления связей между различными объектами и действиями и готовит почву для продвижения в развитии и для фор­мирования компенсации глубоких нарушений зрения. Слепота как пер­вичный дефект уже в первые месяцы вызывает у слепорожденного младенца вторичные отклонения в развитии, выражающиеся в мень­шей активности и подвижности, более позднем выделении отдельных раздражений, создании образов жизненно важных для ребенка пред­метов и явлений окружающего мира.

Вторичные отклонения в раннем возрасте проявляются также в своеобразии движений ребенка (появлении стереотипных движе­ний и т.д.). Однако вторичные отклонения возникают не у всех де­тей. В благоприятных для психического развития условиях можно предупредить эти отклонения за счет формирования компенсатор­ных процессов.

Первым необходимым условием формирования компенсаторных процессов являются постоянное общение с ребенком, возбуждение всех сохранившихся анализаторов (остаточного зрения, слуха, осяза­ния, вкуса и т.д.).

Вторым важным условием развития компенсации слепоты на этой стадии является сочетание дистантного слухового восприятия с кон­тактным тактильным и осязательным, установление связей между ося­заемыми объектами и их звуковой характеристикой, что позволяет ребенку с нарушением зрения выделять звук как дистантный сигналь­ный признак предметов и явлений.

Третьим условием создания системы компенсации слепоты явля­ется активизация моторной деятельности детей, развитие их дви­жений. Огромную роль здесь играет установление связей «рука - рот», «рука - рука» на основе раздражений, идущих от мышц и су­хожилий ребенка.

Большое значение имеют целенаправленное воспитание, тер­пение при установлении этих связей, закрепление случайных нахо­док, помощь пассивными движениями и специальной гимнастикой. Недостаточное физическое развитие может привести к появлению бесцельных стереотипных движений. Именно в моторном (двига­тельном) развитии слепого ребенка раннего возраста особое вни­мание следует обратить на целесообразность движений; их пред­метную направленность.

В период примерно от шести месяцев до трех лет ребенок с нару­шением зрения начинает серьезно отставать в психическом развитии от нормально видящего сверстника. Это выражается в меньшем объе­ме знаний и представлений об окружающем мире, в значительном формализме и ограниченном понимании слов, в менее развитых и координированных движениях и слабой ориентировке в простран­стве. В психическом развитии ребенка необходимо особое внимание обратить на интенсивное развитие речевого общения, овладение функ­циональными действиями с предметами, самостоятельной ходьбой в знакомом пространстве и на элементарное самообслуживание.

Для психического развития слепых детей свойственны неодновременность и неравномерность формирования психических функций, они иные, чем у нормально видящих детей этого же возраста. В компенсации слепоты и преодолении вторичных отклонений, вызванных глубоки­ми нарушениями зрения, на каждом возрастном этапе необходимо опираться на развитие таких психических образований, которые в данный отрезок времени меньше страдают от зрительного дефекта и находятся в сензитивном периоде своего развития. Осуществление компенсации происходит в ведущей для каждого возраста деятельности, что требует достаточно высокого уровня ее сформированности. В этом возрасте такой деятельностью является предметная дея­тельность, в процессе которой развиваются основные движения тела и рук, речевое и неречевое общение, создается система дифферен­цированных восприятий, накапливается чувственный опыт.

Просмотров: 5446