Содержание и формы организации коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения
Подражательность и шаблонность в мышлении - серьёзный недостаток слепого и слабовидящего ребенка старшего дошкольного возраста.
Важной задачей развития мышления является становление его самостоятельности.
Неравномерность развития слепого ребенка проявляется более резко в дошкольном возрасте, чем в школьном. В отдельных случаях развитие ребенка-дошкольника идет замедленными темпами до тех пор, пока он не вырабатывает своих приемов и методов компенсации слепоты. Такой ребенок может сначала производить впечатление недостаточно развитого. В дальнейшем его развитие может идти более быстрыми темпами.
Тесная связь развития незрячего ребенка с его воспитанием и обучением, стадии, характер и темп развития ребенка в большой степени зависят от правильно организованного воспитательного воздействия и применения специальных тифлопедагогических методов обучения и воспитания.
Особенно большую роль в развитии ребенка в дошкольном возрасте имеет игра - творческая, дидактическая, креативная, руководство и участие в которой со стороны воспитателей способствуют продвижению в познании внешнего мира, социализации, развитии общения и всей познавательной сферы ребенка, преодолению трудностей вхождения в мир зрячих.
В период дошкольного детства дети с нарушениями зрения остаются до школы в семье или посещают специализированные детские сады, где с ними проводятся не только воспитательная работа, но коррекционная, осуществляемая специалистами офтальмологами, тифлопсихологами, социальными педагогами. Однако роль родителей при этом не уменьшается. Только совместная работа дошкольного учреждения и родителей позволяет более рационально подойти к процессу воспитания детей с нарушением зрения и обеспечить возможность самим детям быть с ней активными участниками, постепенно включая свое самосознание и самовоспитание.
Таким образом, современные позиции педагогики сотрудничества требуют, чтобы коррекционная деятельность в специальных образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения проводилась в системе чёткого взаимодействия учителей, воспитателей, родителей, медицинских работников и детей при условии детального учёта всей клинической картины зрительной патологии, особенностей развития детей и прогнозирования этой деятельности.
Учреждения Курганской области, оказывающие
психолого-педагогическую помощь детям с нарушениями зрения:
Ø Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Шадринская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 12 III, IV видов»
Ø ГБУ «Курганский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Ø ГБУ «Шадринский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Ø Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия г. Кургана
Ø Шадринская психолого-медико-педагогическая комиссия
Список литературы:
1. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие / Л.А.Дружинина – М., 2006.
2. Корнилова И.Г. Игра и творчество в психокоррекции. Развитие общения старших дошкольников с нарушениями зрения в креативной игре-драматизации. – М., 2000.
3. Особенности психологической помощи детям с нарушениями зрения в дошкольном учреждении: Метод.рекомендации / Под ред. Л.И.Солнцевой. – М., 2001.
4. Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных учреждениях компенсирующего вида. – М., 2006.
5. Психология воспитания детей с нарушением зрения /под ред. Л.И.Солнцевой и В.З. Денискиной. – М., 2004.
6. Солнцева Л.И., Хорош С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. – М., 2003.
7. Тупоногов Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики: учебное пособие – М., 2001.
8. Фильчикова Л.И., Бернадская М.Э., Парамей О.В. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция: Методическое пособие. – М., 2003.
9. Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: Учебно-методическое пособие – СПб.: КАРО, 2007.
- << Назад
- Вперёд