Содержание и формы организации коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 29.11.2015

 

Подражательность и шаблонность в мышлении - серьёзный недостаток слепого и слабовидящего ребенка старшего дошкольного возраста.

Важной задачей развития мышления является становление его  самостоятельности.

Неравномерность развития слепого ребенка проявляется более резко в дошкольном возрасте, чем в школьном. В отдельных случаях развитие ребенка-дошкольника идет замедленными темпами до тех пор, пока он не вырабатывает своих приемов и методов компенсации слепоты. Такой ребенок может сначала производить впечатление не­достаточно развитого. В дальнейшем его развитие может идти более быстрыми темпами.

Тесная связь развития незрячего ребенка с его воспитанием и обу­чением, стадии, характер и темп развития ребенка в большой степени зависят от правильно организованного воспитательного воздействия и применения специальных тифлопедагогических методов обучения и воспитания.

Особенно большую роль в развитии ребенка в дошкольном возрас­те имеет игра - творческая, дидактическая, креативная, руководство и участие в которой со стороны воспитателей способствуют продви­жению в познании внешнего мира, социализации, развитии общения и всей познавательной сферы ребенка, преодолению трудностей вхож­дения в мир зрячих.

В период дошкольного дет­ства дети с нарушениями зрения остаются до школы в семье или посе­щают специализированные детские сады, где с ними проводятся не толь­ко воспитательная работа, но коррекционная, осуществляемая специалистами офтальмологами, тифлопсихологами, социальными педагогами. Однако роль родителей при этом не уменьшается. Только совместная работа дошкольного учреждения и родителей позволяет более рацио­нально подойти к процессу воспитания детей с нарушением зрения и обеспечить возможность самим детям быть с ней активными участни­ками, постепенно включая свое самосознание и самовоспитание.

Таким образом, современные позиции педагогики сотрудничества требуют, чтобы коррек­ционная деятельность в специальных образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения проводилась в системе чёткого взаимодействия учителей, воспитателей, родителей, медицинских работников и детей при условии детального учёта всей клинической картины зрительной патологии, особенно­стей развития детей и прогнозирования этой деятельности.

Учреждения Курганской области, оказывающие

психолого-педагогическую помощь детям с нарушениями зрения:

Ø Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Шадринская  специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат № 12 III, IV видов»

Ø ГБУ «Курганский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

Ø ГБУ «Шадринский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

Ø Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия г. Кургана

Ø Шадринская психолого-медико-педагогическая комиссия

 

Список литературы:

1.     Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие / Л.А.Дружинина – М., 2006.

2.     Корнилова И.Г. Игра и творчество в психокоррекции. Развитие общения старших дошкольников с нарушениями зрения в креативной игре-драматизации. – М., 2000.

3.     Особенности психологической помощи детям с нарушениями зрения в дошкольном учреждении: Метод.рекомендации / Под ред. Л.И.Солнцевой. – М., 2001.

4.     Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных учреждениях компенсирующего вида. – М., 2006.

5.     Психология воспитания детей с нарушением зрения /под ред. Л.И.Солнцевой и В.З. Денискиной. – М., 2004.

6.     Солнцева Л.И., Хорош С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. – М., 2003.

7.     Тупоногов Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики: учебное пособие – М., 2001.

8.     Фильчикова Л.И., Бернадская М.Э., Парамей О.В. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция: Методическое пособие. – М., 2003.

9.     Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: Учебно-методическое пособие – СПб.: КАРО, 2007.

Просмотров: 5445