Содержание и формы организации коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения
Дошкольник с нарушением зрения часто пользуется достаточно хорошо развитым слухом. На него он опирается в своей ориентировке. Дети узнают по голосу своих товарищей и воспитателей, ориентируются на хлопки, на звук мяча. Они слушают, как взрослый режет ножницами бумагу, шелестит страницами книги, переворачивая их при чтении, или хлопает в ладоши, играет мячом, мешает ложкой в стакане с водой, и определяют по звукам его действия, находят и обобщенные, и конкретные признаки предметов и людей. Знание обобщенных звуковых признаков помогает на прогулках определить приближение или удаление машины, узнать, легковая или грузовая машина движется по улице, и даже сказать, нагружена она или нет. Выделение звуков, сравнение их с другими и правильное соотнесение с предметами говорят об умении не только слышать звуки, но и понимать их, оценивать. Это свидетельствует о больших возможностях использования слуха в познании окружающих предметов. В любой ситуации воспитатель или родитель должен обращать внимание своего ребенка на звуки и соотносить их с объектами или их действиями.
В дошкольном возрасте у незрячих уже намечается совместное использование слуха, осязания, обоняния и вкуса для определения предметов, т.е. их восприятия приобретают полисенсорный характер.
Восприятие ограниченного числа признаков предметов делает необходимым осмысливание каждого признака при осязательном или слуховом восприятии, логическое обоснование характеристики качеств данного объекта. Поэтому нормально развивающееся мышление - важная предпосылка обогащения сенсорного опыта ребенка с нарушением зрения и, с другой стороны, само обусловлено этим опытом. Таким образом, свойственное слепому и слабовидящему дошкольнику некоторое отставание в развитии и более замедленный его темп, по сравнению со зрячими сверстниками, не связаны ни с какими дополнительными и неспецифическими для слепого дефектами, а с просчетами воспитания.
Отсутствие зрительных впечатлений или их нечеткость отрицательно влияют на развитие представлений о пространстве, что, в свою очередь, вызывает у некоторых детей боязнь пространства, страх перед передвижением. Это ограничивает подвижность ребенка и отрицательно сказывается на формировании и развитии его двигательной сферы.
У зрячего ребенка к семилетнему возрасту достигает большего совершенства не только крупная, но и мелкая мускулатура рук и ног, совершенствуется рука, способная к таким точным и тонким движениям, как рисование, лепка, письмо и т.д. У слепого ребенка мелкая мускулатура развивается значительно слабее и даже крупная мускулатура недостаточно сильно развита из-за недостатка упражнений.
Отсутствие или слабость зрительного контроля за движениями осложняют формирование координации движений, так как контролировать свои движения ребенок может только на основе проприоцептивной чувствительности, что приходит лишь с опытом. Вследствие этого движения долго остаются скованными, некрасивыми, неуверенными, у детей нет точности в их выполнении.
Например, с большой осторожностью дети играют в мяч. По звучанию катящегося мяча они могут определить, что он где-то близко, около ног, и заранее садятся с тем, чтобы ощупывающими движениями отыскать его. Такое поведение - следствие того, что дети не доверяют своим слуховым и двигательным восприятиям.
У многих детей с нарушением зрения дошкольного возраста нет плавности, четкости и определенности в движениях, все тело скованно, и при поворотах ребенок движется всем телом. Не умея контролировать свои движения, дети поднимают руки согнутыми в локтях, развернутыми несколько в сторону и вперед. Причина этого в отсутствии двигательного опыта, двигательных навыков, кинестетических ощущений, сигнализирующих о правильном положении частей тела в пространстве. После некоторой тренировки дети начинают выполнять движения по словесному объяснению воспитателя. Однако нужно провести огромную работу, чтобы дети овладели простейшими движениями. Словесное объяснение движений и описание движений становятся важными средствами в физическом воспитании по мере накопления детьми двигательного опыта на основе совместного действия со взрослым.
Ребенок с нарушением зрения, в дошкольном возрасте импульсивен, так же как и зрячий. Импульсивность не является следствием слепоты или других нарушений зрения, хотя она может проявляться более резко и в возрасте, когда для зрячего она уже не характерна. Импульсивность часто проявляется у слепых в старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что в условиях домашнего воспитания дети, как правило, не знают ограничений своих желаний и требований. Импульсивность поведения детей особенно сказывается в том, что во время занятий они не умеют регулировать свое поведение. Работа на занятиях постепенно приобретает характер учебной деятельности. По требованию воспитателя дети начинают делать то, что намечено планом занятия, и должны сосредоточивать внимание относительно длительное время. Детям очень хочется, чтобы их спросили, они вскакивают и выкрикивают ответ.
Во время занятий ребенок, готовящийся поступать в 1-й класс, должен уметь следить за ответом своего товарища, уметь его продолжить. При поступлении в дошкольную группу дети в большинстве случаев не могут этого делать. Неумение следить за ответом товарища не является свойством и спецификой нарушений зрения дошкольника. Этими недостатками страдают и многие зрячие дошкольники, которых не готовили к школе. Помощь воспитателя, успехи в развитии речи приводят к тому, что у детей появляется умение организовать свое поведение в соответствии с предъявляемыми требованиями, и тогда можно постепенно от индивидуальной формы обращения к детям и индивидуального требования переходить к обращению ко всему коллективу воспитанников.
На седьмом году жизни зрячий ребенок переходит от подражания и копирования деятельности взрослого и своих товарищей к самостоятельной, творческой переработке воспринимаемого материала. В связи с ограниченным запасом представлений у ребенка больше выступает подражательность в мышлении, в поведении, в деятельности, хотя отсутствие или нарушение зрения исключает зрительное подражание.
Просмотров: 5446