Содержание и формы организации коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 29.11.2015

 

Дошкольник с нарушением зрения часто пользуется достаточно хорошо развитым слухом. На него он опирается в своей ориентиров­ке. Дети узнают по голосу своих товарищей и воспитателей, ориенти­руются на хлопки, на звук мяча. Они слушают, как взрослый режет ножницами бумагу, шелестит страницами книги, переворачивая их при чтении, или хлопает в ладоши, играет мячом, мешает ложкой в стака­не с водой, и определяют по звукам его действия, находят и обобщен­ные, и конкретные признаки предметов и людей. Знание обобщенных звуковых признаков помогает на прогулках определить приближение или удаление машины, узнать, легковая или грузовая машина движется по улице, и даже сказать, нагружена она или нет. Выделение звуков, сравнение их с другими и правильное соотнесение с предметами го­ворят об умении не только слышать звуки, но и понимать их, оцени­вать. Это свидетельствует о больших возможностях использования слуха в познании окружающих предметов. В любой ситуации воспи­татель или родитель должен обращать внимание своего ребенка на звуки и соотносить их с объектами или их действиями.

В дошкольном возрасте у незрячих уже намечается совместное ис­пользование слуха, осязания, обоняния и вкуса для определения пред­метов, т.е. их восприятия приобретают полисенсорный характер.

Восприятие ограниченного числа признаков предметов делает необходимым осмысливание каждого признака при осязательном или слуховом восприятии, логическое обоснование характеристики ка­честв данного объекта. Поэтому нормально развивающееся мышле­ние - важная предпосылка обогащения сенсорного опыта ребенка с нарушением зрения и, с другой стороны, само обусловлено этим опы­том. Таким образом, свойственное слепому и слабовидящему дошколь­нику некоторое отставание в развитии и более замедленный его темп, по сравнению со зрячими сверстниками, не связаны ни с какими до­полнительными и неспецифическими для слепого дефектами, а с про­счетами воспитания.

Отсутствие зрительных впечатлений или их нечеткость отрицатель­но влияют на развитие представлений о пространстве, что, в свою оче­редь, вызывает у некоторых детей боязнь пространства, страх перед  передвижением. Это ограничивает подвижность ребенка и отрицатель­но сказывается на формировании и развитии его двигательной сферы.

У зрячего ребенка к семилетнему возрасту достигает большего совершенства не только крупная, но и мелкая мускулатура рук и ног, совершенствуется рука, способная к таким точным и тонким движе­ниям, как рисование, лепка, письмо и т.д. У слепого ребенка мелкая мускулатура развивается значительно слабее и даже крупная муску­латура недостаточно сильно развита из-за недостатка упражнений.

Отсутствие или слабость зрительного контроля за движениями осложняют формирование координации движений, так как контро­лировать свои движения ребенок может только на основе проприоцептивной чувствительности, что приходит лишь с опытом. Вследствие этого движения долго остаются скованными, некрасивыми, неуверенными, у детей нет точности в их выполнении.

Например, с большой осторожностью дети играют в мяч. По зву­чанию катящегося мяча они могут определить, что он где-то близко, около ног, и заранее садятся с тем, чтобы ощупывающими движения­ми отыскать его. Такое поведение - следствие того, что дети не до­веряют своим слуховым и двигательным восприятиям.

У многих де­тей с нарушением зрения дошкольного возраста нет плавности, четкости и определенности в движениях, все тело скованно, и при поворотах ребенок движется всем телом. Не умея контролировать свои движения, дети поднимают руки согнутыми в локтях, развернутыми несколько в сторону и вперед. Причина этого в отсутствии двигатель­ного опыта, двигательных навыков, кинестетических ощущений, сиг­нализирующих о правильном положении частей тела в пространстве. После некоторой тренировки дети начинают выполнять движения по словесному объяснению воспитателя. Однако нужно провести огром­ную работу, чтобы дети овладели простейшими движениями. Словес­ное объяснение движений и описание движений становятся важны­ми средствами в физическом воспитании по мере накопления детьми двигательного опыта на основе совместного действия со взрослым.

Ребенок с нарушением зрения, в дошкольном возрасте импульсивен, так же как и зрячий. Импульсивность не является следствием слепоты или других нарушений зрения, хотя она может проявляться более резко и в возрасте, когда для зрячего она уже не характерна. Импульсивность часто проявляется у слепых в старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что в условиях домашнего воспитания дети, как правило, не знают ограничений своих желаний и требований. Импульсивность поведения детей особенно сказывается в том, что во время занятий они не умеют регулировать свое поведение. Работа на занятиях постепенно приобретает характер учебной деятельности. По требованию воспитателя дети начинают делать то, что намечено планом занятия, и должны сосредото­чивать внимание относительно длительное время. Детям очень хочется, чтобы их спросили, они вскакивают и выкрикивают ответ.

Во время занятий ребенок, готовящийся поступать в 1-й класс, дол­жен уметь следить за ответом своего товарища, уметь его продолжить. При поступлении в дошкольную группу дети в большинстве случаев не могут этого делать. Неумение следить за ответом товарища не является свойством и спецификой нарушений зрения дошкольника. Этими недостатками страдают и многие зрячие дошкольники, которых не готовили к школе. Помощь воспитателя, успехи в развитии речи приводят к тому, что у  детей появляется умение организовать свое поведение в соответствии  с предъявляемыми требованиями, и тогда можно постепенно от индивидуальной формы обращения к детям и индивидуального требования переходить к обращению ко всему коллективу воспитанников.

На седьмом году жизни зрячий ребенок переходит от подражания и копирования деятельности взрослого и своих товарищей к самостоятельной, творческой переработке воспринимаемого материала. В связи с ограниченным запасом представлений у ребенка больше выступает подражательность в мышлении, в поведении, в деятельности, хотя отсутствие или нарушение зрения исключает зрительное подражание.

Просмотров: 5446