Содержание и формы организации коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения
Специфика психического развития и воспитания дошкольника с нарушением зрения
Воспитание слепого и слабовидящего ребенка дошкольного возраста направлено на адаптацию к современным условиям жизни в обществе зрячих, на овладение детьми социально-адаптивными навыками поведения, активное участие в жизни семейного коллектива и дошкольного учреждения.
Для родителей и воспитателей это в первую очередь связано с пониманием особенностей их возрастного развития и характерной специфики, возникшей у детей из-за глубоких нарушений зрения.
В развитии дошкольника с нарушением зрения можно выделить три основные характерные особенности.
Первая заключается в некотором общем отставании развития по сравнению с развитием зрячего дошкольника. Это проявляется как в области физического, так и в области психического развития. Несколько замедленное общее развитие вызвано меньшим и более бедным запасом представлений об окружающем мире, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью освоенного пространства, а самое главное - меньшей активностью при познании окружающего мира.
Большинство впечатлений от предметного мира для слепого - контактное, основанное на осязательном обследовании объектов. Это в значительной степени сужает сферу его действий, ограничивая поле деятельности, уменьшает количество информации, становящейся его достоянием. То же относится и к детям с остаточным зрением и другими глубокими нарушениями зрения, поскольку дети еще не владеют бисенсорными и полисенсорными методами восприятия окружающего. Обедненный запас представлений детей с нарушением зрения о предметном мире отрицательно сказывается на их активности.
Многие тифлопедагоги прошлого отмечали безынициативность, пассивность слепого ребенка, а современные исследования детей, имеющих глубокие нарушения зрения, показывают использование ими в своей деятельности только своего ослабленного зрения, не дающего полной и правильной картины внешнего мира. Пассивность и безынициативность возникают большей частью у слепого и слабовидящего в результате неправильного воспитания, недостаточного внимания к развитию движений, ориентировки, его активности и использованию не только одного осязания или неполноценного зрения, а других сохранных анализаторов, позволяющих правильной полно отражать объекты внешнего мира и их признаки.
Процесс развития зрячего ребенка неравномерен. В разные периоды жизни детей их темп развития различен. Существуют сензитивные периоды для развития различных функций.
Темп развития ребенка с нарушением зрения также неравномерен в различные периоды его жизни. Однако периоды наибольшей активности развития слепых и слабовидящих детей не совпадают с этими периодами развития у зрячих.
Это вторая особенность развития дошкольника с нарушениями зрения. Несовпадение периодов активного развития определенных психических свойств и качеств связано с тем, что им приходится вырабатывать свои способы познания предметного мира, свои социально-адаптивные навыки, не свойственные зрячим. Детого времени, пока ребенок с нарушением зрения не выработает способов компенсации зрительной недостаточности, способов познания окружающих предметов на суженной основе, не научится использовать информацию от сохранных анализаторов, представления его будут неполными, отрывочными, а порой и неверными, что тормозит его общее психическое развитие.
Поэтому перед родителями и воспитателями встает задача помочь своим воспитанникам овладеть способами обследования предметов, усвоить приемы осязания, научить оценивать те впечатления, которые они получают и от нарушенного зрения, и от других сохранных анализаторов.
Третьей особенностью развития ребенка с нарушением зрения является диспропорциональность психического развития. Она проявляется в том, что процессы и стороны личности, которые менее страдают от нарушений зрения (речь, мышление), развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие - более медленно (движения, овладение пространством). Такая диспропорциональность вызвана отсутствием у детей приемов и способов компенсации зрительной недостаточности. Этому детей необходимо обучать, и в этом проявляется особенно тесная связь обучения и воспитания детей с нарушением зрения.
В дошкольном возрасте ребенок накапливает знания и представления об окружающей жизни и тем самым создает основу для развития высших познавательных процессов.
Отсутствие или серьезное нарушение зрения у детей вызывает значительное уменьшение количества воспринимаемых раздражений. Множество предметов окружающего мира и их качеств недоступно их познанию, в связи с этим предметный мир слепых более беден.
Знания слепых и слабовидящих детей дошкольного возраста о предметах более схематичны и часто не отражают их существенных и характерных признаков. Дети выделяют случайные признаки, верные лишь в определенной ситуации, поэтому в узнавании окружающих предметов у них очень часты ошибки. Объекты с которыми дети знакомы, но с которыми они сами практически не действовали, узнаются труднее. Так, большинство обследованных детей не знали клубней картофеля, легко узнавая его в вареном и жареном виде. Если помидор, морковь, репа узнавались, так как они попадали в руки дошкольников в сыром виде, то картофель, свеклу слепые дети не держали в руках и не могли узнать их при осязательном восприятии. В таких случаях дети заменяют практические решения словесными. Словесное решение практических задач связано с ограниченностью их сенсорного опыта. Только помощь и обучение воспитателя выводят детей из круга словесного решения задачи. Вместе с воспитателем, ощупывая и разглядывая предметы, сопровождая их речевыми характеристиками, дети создают реальный образ воспринимаемого объекта.
Очень хорошо познается и оценивается выделенное качество предмета в сравнении. Для того, чтобы ребенок с нарушением зрения легче выделял дополнительные признаки предмета, ему предлагается для сравнения близкие по какому-либо качеству предметы. Так, мандарин, взятый для сравнения при восприятии апельсина, способствует правильной оценке всех признаков апельсина. Сравнение двух одинаковых по фактуре предметов требует выделения новых признаков для узнавания.
Просмотров: 5446