Содержание и формы организации коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 29.11.2015

 

Специфика психического развития и воспитания дошкольника с нарушением зрения

Воспитание слепого и слабовидящего ребенка дошкольного воз­раста направлено на адаптацию к современным условиям жизни в обществе зрячих, на овладение детьми социально-адаптивными на­выками поведения, активное участие в жизни семейного коллектива и дошкольного учреждения.

Для родителей и воспитателей это в первую очередь связано с пониманием особенностей их возрастного развития и характерной специфики, возникшей у детей из-за глубоких нарушений зрения.

В развитии дошкольника с нарушением зрения можно выделить три основные характерные особенности.

Первая заключается в некотором общем отставании развития по сравнению с развитием зрячего дошкольника. Это проявляется как в области физического, так и в области психического развития. Несколь­ко замедленное общее развитие вызвано меньшим и более бедным запасом представлений об окружающем мире, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью освоенного про­странства, а самое главное - меньшей активностью при познании окружающего мира.

Большинство впечатлений от предметного мира для слепого - контактное, основанное на осязательном обследовании объектов. Это в значительной степени сужает сферу его действий, ограничивая поле деятельности, уменьшает количество информации, становящейся его достоянием. То же относится и к детям с остаточным зрением и другими глубоки­ми нарушениями зрения, поскольку дети еще не владеют бисенсорными и полисенсорными методами восприятия окружающего. Обеднен­ный запас представлений детей с нарушением зрения о предметном мире отрицательно сказывается на их активности.

Многие тифлопедагоги прошлого отмечали безынициативность, пассивность слепого ребенка, а современные исследования детей, имеющих глубокие нарушения зрения, показывают использование ими в своей деятельности только своего ослабленного зрения, не дающе­го полной и правильной картины внешнего мира. Пассивность и безынициативность возникают большей частью у слепого и слабовидящего в результате неправильного воспитания, недостаточного внимания к развитию движений, ориентировки, его активности и использованию не только одного осязания или непол­ноценного зрения, а других сохранных анализаторов, позволяющих правильной полно отражать объекты внешнего мира и их признаки.

Процесс развития зрячего ребенка неравномерен. В разные пе­риоды жизни детей их темп развития различен. Существуют сензитивные периоды для развития различных функций.

Темп развития ребенка с нарушением зрения также неравноме­рен в различные периоды его жизни. Однако периоды наибольшей активности развития слепых и слабовидящих детей не совпадают с этими периодами развития у зрячих.

Это вторая особенность развития дошкольника с нарушениями зрения. Несовпадение периодов активного развития определенных психических свойств и качеств связано с тем, что им приходится вы­рабатывать свои способы познания предметного мира, свои социаль­но-адаптивные навыки, не свойственные зрячим. Детого времени, пока ребенок с нарушением зрения не выработает способов компенсации зрительной недостаточности, способов познания окружающих пред­метов на суженной основе, не научится использовать информацию от сохранных анализаторов, представления его будут неполными, от­рывочными, а порой и неверными, что тормозит его общее психи­ческое развитие.

Поэтому перед родителями и воспитателями встает задача по­мочь своим воспитанникам овладеть способами обследования пред­метов, усвоить приемы осязания, научить оценивать те впечатления, которые они получают и от нарушенного зрения, и от других сохран­ных анализаторов.

Третьей особенностью развития ребенка с нарушением зрения является диспропорциональность психического развития. Она про­является в том, что процессы и стороны личности, которые менее стра­дают от нарушений зрения (речь, мышление), развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие - более медленно (движения, овладение пространством). Такая диспропорциональность вызвана отсутствием у детей приемов и способов компенсации зрительной недостаточнос­ти. Этому детей необходимо обучать, и в этом проявляется особенно тесная связь обучения и воспитания детей с нарушением зрения.

В дошкольном возрасте ребенок накапливает знания и представ­ления об окружающей жизни и тем самым создает основу для разви­тия высших познавательных процессов.

Отсутствие или серьезное нарушение зрения у детей вызывает значительное уменьшение количества воспринимаемых раздражений. Множество предметов окружающего мира и их качеств недоступно их познанию, в связи с этим предметный мир слепых более беден.

Знания слепых и слабовидящих детей дошкольного возраста о предметах более схематичны и часто не отражают их существенных и характерных признаков. Дети выделяют случайные признаки, верные лишь в определенной ситуации, поэтому в узнавании окружающих  предметов у них очень часты ошибки. Объекты с которыми дети знакомы, но с которыми они сами прак­тически не действовали, узнаются труднее. Так, большинство обсле­дованных детей не знали клубней картофеля, легко узнавая его в ва­реном и жареном виде. Если помидор, морковь, репа узнавались, так как они попадали в руки дошкольников в сыром виде, то картофель, свеклу слепые дети не держали в руках и не могли узнать их при ося­зательном восприятии. В таких случаях дети заменяют практические решения словесными. Словесное решение практических задач связа­но с ограниченностью их сенсорного опыта. Только помощь и обуче­ние воспитателя выводят детей из круга словесного решения задачи. Вместе с воспитателем, ощупывая и разглядывая предметы, сопровож­дая их речевыми характеристиками, дети создают реальный образ воспринимаемого объекта.

Очень хорошо познается и оценивается выделенное качество пред­мета в сравнении. Для того, чтобы ребенок с нарушением зрения лег­че выделял дополнительные признаки предмета, ему предлагается для сравнения близкие по какому-либо качеству предметы. Так, ман­дарин, взятый для сравнения при восприятии апельсина, способствует правильной оценке всех признаков апельсина. Сравнение двух оди­наковых по фактуре предметов требует выделения новых признаков для узнавания.

Просмотров: 5446