Содержание и формы организации коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения
В дошкольных специальных учреждениях тифлопедагоги и воспитатели также проводят аналогичные занятия. Здесь осуществляется дифференцированный подход к детям, они объединяются в группы по одинаковости и схожести зрительной патологии, этиологии заболевания, структурно-функциональным нарушениям органа зрения и др. Это позволяет более качественно и целенаправленно проводить коррекционную работу.
Коррекционные занятия в семье проводятся силами родителей, имеющих детей с нарушением зрения, или их родственников. Важно то, чтобы те коррекционные знания и умения детей, привитые им в специальной школе или ДОУ, закреплялись дома в познавательной, трудовой, игровой и другой деятельности. Задача специальных образовательных учреждений, администрации, учителей и воспитателей организовать для родителей широкую просветительную и консультативную помощь, в ходе которой показать необходимые приёмы, способы, средства коррекции, нормативные физические, зрительные и тактильные нагрузки, связанные с формой и видом зрительной патологии ребёнка. Несложная коррекционная работа, посильная для родителей и родственников ребёнка обязательно должна проводиться в семье, быть подконтрольна и направляться специалистами школы и ДОУ.
Самокоррекция осуществляется самими детьми. Знания, умения и навыки преодоления недостатков в развитии, которые воспитанники получают на учебных занятиях, в ходе воспитательных и других мероприятий должны закрепляться и совершенствоваться в ходе самостоятельной познавательной, трудовой, игровой, коммуникативной и др. деятельности. На этот процесс дети должны быть нацелены педагогами и родителями, его элементы включаются в социально-бытовую практику ребёнка, в eгo повседневную жизнь. Педагоги наблюдают и контролируют процесс самокоррекции, содействуют его совершенствованию, соотносят к общему развитию ребёнка, к возрастным периодам.
Результаты самокоррекции могут быть достаточно высокими и эффективными, если эта деятельность осуществляется в системе, с должным упорством и волевым настроем.
В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения эффективность коррекционной работы зависит от того, насколько этот процесс увязан с медицинской коррекцией. Эти два процесса взаимосвязаны и, несмотря на существующие особенности и профессиональную направленность, выполняют общее дело по преодолению недостатков развития детей с нарушением зрения.
В ходе психолого-педагогического анализа и практики обучения и воспитания детей с аномалией зрения создаются определённые рекомендации, которые реализуются по всем четырём формам коррекционного процесса.
Медицинские работники специальных школ и ДОУ разрабатывают офтальмо-гигиенические и медико-эргономические рекомендации, которые определяют оптимальные условия организации педагогической коррекции. А именно, в этих рекомендациях содержатся указания по физическим, зрительным и тактильным нагрузкам, по использованию в ходе занятий средств оптической коррекции, тифлоприборов, специального оборудования и др.
Педагогические и медицинские работники совместно решают проблемы утомляемости детей, освещённости помещений для занятий, специальной наглядности и средств обучения.
Просмотров: 5446