Содержание и формы организации коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 29.11.2015

 

В дошкольных специальных учреждениях тифлопедагоги и воспитатели так­же проводят аналогичные занятия. Здесь осуществляется дифференцирован­ный подход к детям, они объединяются в группы по одинаковости и схожести зрительной патологии, этиологии заболевания, структурно-функциональным нарушениям органа зрения и др. Это позволяет более качественно и целенап­равленно проводить коррекционную работу.

Коррекционные занятия в семье проводятся силами родителей, имеющих детей с нарушением зрения, или их родственников. Важно то, чтобы те коррекционные знания и умения детей, привитые им в специальной школе или ДОУ, закреплялись дома в познавательной, трудовой, игро­вой и другой деятельности. Задача специальных образовательных учреждений, адми­нистрации, учителей и воспитателей организовать для родителей широкую про­светительную и консультативную помощь, в ходе которой показать необходимые приёмы, способы, средства коррекции, нормативные физические, зрительные и тактильные нагрузки, связанные с формой и видом зрительной патологии ребёнка. Несложная коррекционная работа, посильная для родителей и родственников ребёнка обязательно должна проводиться в семье, быть подконтрольна и направляться специалистами школы и ДОУ.

Самокоррекция осуществляется самими детьми. Знания, умения и навыки преодоления недостатков в развитии, которые воспитанники получают на учебных занятиях, в ходе воспитательных и других мероприятий должны закреплять­ся и совершенствоваться в ходе самостоятельной познавательной, трудовой, игровой, коммуникативной и др. деятельности. На этот процесс дети должны быть нацелены педагогами и родителями, его элементы включаются в социаль­но-бытовую практику ребёнка, в eгo повседневную жизнь. Педагоги наблюдают и контролируют процесс самокоррекции, содейству­ют его совершенствованию, соотносят к общему развитию ребёнка, к возраст­ным периодам.

Результаты самокоррекции могут быть достаточно высокими и эффективными, если эта деятельность осуществляется в системе, с должным упор­ством и волевым настроем.

В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения эффективность коррекционной работы зависит от того, насколько этот процесс увязан с медицинской коррекцией. Эти два процесса взаимосвязаны и, несмотря на существующие особенности и профессиональ­ную направленность, выполняют общее дело по преодолению недостатков раз­вития детей с нарушением зрения.

В ходе психолого-педагогического анализа и практики обучения и воспита­ния детей с аномалией зрения создаются определённые рекомендации, кото­рые реализуются по всем четырём формам коррекционного процесса.

Медицинские работники специальных школ и ДОУ разрабатывают офтальмо-гигиенические и медико-эргономические рекомендации, которые опреде­ляют оптимальные условия организации педагогической коррекции. А имен­но, в этих рекомендациях содержатся указания по физическим, зрительным и тактильным нагрузкам, по использованию в ходе занятий средств оптической коррекции, тифлоприборов, специального оборудования и др.

Педагогические и медицинские работники совместно решают проблемы утомляемости детей, освещённости помещений для занятий, специальной на­глядности и средств обучения.

Просмотров: 5446