Направленность офтальмологических и охранных мероприятий и пути их реализации в работе с детьми с нарушениями зрения

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 29.11.2015

 

В процессе определения охранно-профилактических мероприятий для детей с нарушенным и нормальным зре­нием и осуществления их в образовательном процессе пе­дагогам необходимо знать детей, входящих в группу риска по ухудшению зрения. К факторам риска относятся:

1).     Наследственный фактор. Э.С. Аветисов выделяет три группы наследственных болезней, исходя из степени отно­сительного участия генотипа и среды:

- болезни, в этиоло­гии которых генетические факторы имеют решающие зна­чение;

- болезни с наследственным предрасположением, для проявления которых необходимы дополнительные факто­ры среды;

- болезни, обусловленные главным образом фак­торами среды.

Наследственный характер могут иметь близорукость, глаукома, атрофия зрительного нерва, патоло­гический нистагм, катаракта, пигментная абиотрофия сетчатки (возникает в 5-6 лет), пигментная дегенерация сетчатки без пигмента, центральная дегенерация сетчатки Штаргардта (возникает с 4-8 лет); альбинизм глазной; дистрофия роговицы.

2). Прогрессирующее ухудшение зрения (прогрессирую­щий характер заболевания). У детей с прогрессирующими глазными заболеваниями (глаукома, незаконченная атро­фия зрительного нерва, травматическая катаракта, пиг­ментная дегенерация сетчатки, воспалительные заболева­ния роговой оболочки, дистрофия роговой оболочки, осложненная близорукость, отслойка сетчатки, посттрав­матические состояния глаз и др.) визуальный прогноз ухудшается, снижаются основные зрительные функции.

3). Наличие и обострение общего заболевания, влекущие за собой ухудшение или сбои в функционировании зри­тельной системы. Группу риска составляют дети с заболе­ваниями центральной и периферической нервной систе­мы, с сердечно-сосудистыми заболеваниями, почечной патологией, диабетом, вирусной инфекцией, заболевания­ми суставов (у большинства детей прогрессирующие сни­жение функций), болезни обмена веществ и др.

4). Низкий уровень физического развития, проявляю­щийся в гипотонии, слабости мышечной системы, наруше­нии осанки, в слабом соматическом здоровье и др.

5). Систематическое длительное по продолжительности умственное, психическое напряжение (например, вне­школьные образовательные занятия), порождающее физи­ческое напряжение на глаза, глазные мышцы и нервы. Дети испытывают частое зрительное утомление, при кото­ром наблюдается расстройство световоспринимающего, двигательного, аккомодационного аппаратов.

Знание факторов риска снижения функций зрительной системы позволяет педагогам осуществлять дифференци­рованный и индивидуальный подходы в выборе и уточне­нии содержания отдельных офтальмогигиенических меро­приятий. Наличие факторов риска в развитии ребенка делает обязательным осуществление профилактических мероприятий.

 

 

Просмотров: 1515