Характеристика нарушений зрения

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 29.11.2015

 

Н.В. Скоробогатова к.п.н., доцент

кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии

ФГБОУ ВПО «ШГПИ»

 

Нарушения зрения  — снижение способности видеть до такой степени, что вызывает проблемы, не устраняемые обычными способами, такими как очки или лекарства.

 

По данным Всемирной организации здравоохра­нения, в настоящее время в мире насчитывается 150 милли­онов лиц со значительными зрительными расстройствами, в том числе - около 42 миллионов слепых. За последние 12 лет численность незрячих увеличилась на 12 миллионов че­ловек, каждый четвертый из них - ребенок или человек, утративший зрение в детстве. Распространенность инвалид­ности вследствие патологии органа зрения у населения Рос­сии очень высока, составляя в накопленном контингенте 28,8 человек на 10 ООО взрослого населения. Уровень первичной инвалидности в связи со зрительными расстройствами в России составил к 1999г. 3,1 (на 10000 населения), что свидетельствует о его значительном росте по сравнению с 1989г., когда частота первичной инвалидности по зрению не превышала 1,3. У 55% инвалидов в возрасте 19-50 лет зри­тельные расстройства возникли в детском возрасте. Уровень детской инвалидности по зрению - 5,2 человека на 10 ООО населения соответствующего возраста. В контингенте сле­пых и слабовидящих дети до 18 лет составляют 3,4% (Е.С. Либман, Е.В.Шахова, 2000).

Под зрительными нарушениями подразумевают снижение зрительных функций, к которым относят:

- центральное зрение или острота зрения;

- периферическое зрение;

- цветоощущение;

- светоощущение;

- бинокулярное зрение.

Категория детей, имеющих зрительный дефект, по состоянию нарушений зрения весьма разнообразна и неоднородна как по остроте центрального зрения, так и по характеру глазных заболеваний.

У значительной части детей, имеющих аномалии рефракции, понижение остроты зрения корригируется оптическими средствами (очками, контактными линзами). В таких случаях их зрительные возможности не ограничиваются и не нарушаются процессы нормального развития детей. При отсутствии же постоянной комплексной медико-психолого-педагогической помощи потеря зрения у таких детей может нарастать.

Другая часть детей с нарушением зрения оказывается в условиях частичного восполнения недостатка зрения за счет оптической коррекции или отсутствия таковой при тотальной слепоте. Эта группа детей относится к детям с ограниченными зрительными возможностями, вследствие которых нарушается ход их нормального развития и которым необходима специальная коррекционная психолого-педагогическая помощь.

К таким детям с нарушением зрения относятся:

- слепые с полным отсутствием зрения и дети с остаточным зрением, при котором острота зрения равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу;

- слабовидящие со снижением зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с очковой коррекцией;

- дети с косоглазием и амблиопией.

По определению ВОЗ классификация зрительных аномалий представлена в таблице.

 

Таблица 3.1

Классификация зрительных аномалий по определению ВОЗ

Степень сложности зрительной аномалии

Острота зрения

Диаметр поля зрения

Функциональные характеристики

1.  Слабовидящий

0,3 > v < 0,1

 

С применением оптических средств возможно почти нормально действовать с помощью зрения

2.  Слабовидящий с сильным нарушением зрения

0,1  > v > 0,05

 

Использование зрения возможно только с применением специальных вспомогательных средств, процесс чтения замедлен

3.  Слабовидящий с глубоким нарушением зрения

0,05  > v > 0,02

< 20°

Как правило, может читать только посредством увеличительного монитора. Не может ориентироваться с помощью зрения. Трудности в ориентировке, необходимо прибегать  к помощи других анализаторов

4.  Почти слепой

0,05  > v > 0,02

 

В основном действует с помощью других анализаторов

5.  Тотально слепой

V = 0

Нет ощущения света

< 20°

Зрение не помогает. Действует с  помощью других анализаторов

 

У слепых и слабовидящих детей преобладающей причиной возникновения глазных заболеваний является врожденная патология глаз, недоразвитие зрительной системы на фоне общего соматического ослабления здоровья.

Причиной врожденной патологии зрения может быть наследственный фактор, обусловливающий появление катаракты, глаукомы, патологии сетчатки, атрофии зрительного нерва, близорукости и др.; иногда факторов, обуславливающих снижение зрения, может быть несколько.

Одной из распространенных причин снижения зрения являются аномалии рефракции: дальнозоркость, близорукость, астигматизм, косоглазие. Косоглазие и возникающая на его фоне амблиопия, являются часто встречающимися заболеваниями. Своевременное выявление и лечение косоглазия позволяет сохранить, восстановить и улучшить зрение у детей еще в период раннего и дошкольного возраста. При подозрении неблагополучия в состоянии зрения у ребенка родители должны обратиться в кабинет охран зрения при детской поликлинике или же в глазной диспансер.

Причинами врожденных заболеваний и аномалий развития органа зрения могут быть изменения внешней и внутренней среды: различные заболевания матери во время беременности: грипп, другие вирусные заболевания, обострение хронических болезней.

Определенное место среди причин глубокого нарушения зрения занимают алкогольные, никотиновые интоксикации, авитаминозы. Среди детей с нарушением зрения следует выделить группу недоношенных детей с ретинопатией, при которой чаще всего наступает тотальная слепота.

 

Просмотров: 1414