Направленность офтальмологических и охранных мероприятий и пути их реализации в работе с детьми с нарушениями зрения
Цель лечебно-восстановительных мероприятий для этой группы детей - достижение ортофории (правильное положение глаз), устранение амблиопии (восстановление остроты зрения), восстановление утраченных или формирование прежде отсутствующих бинокулярных связей, т. е. развитие бинокулярного зрения, коррекция аметропии для повышения остроты сниженного зрения каждого глаза и обеспечения оптимальных условий для зрительного восприятия с различных расстояний двумя глазами. Такой оптимальный результат лечения не всегда достигается к моменту поступления ребенка в школу, поэтому в настоящее время в нашей стране открыты классы охраны зрения при образовательных школах. В этих условиях продолжается лечебно-восстановительная и коррекционно-педагогическая работа с данной группой детей. Таким образом, ожидаемый результат лечения детей третьей группы также свидетельствует о том, что они не могут быть отнесены к группе слабовидящих, хотя степень выраженности нарушения на момент обнаружения заболевания может быть значительной, например, большой угол косоглазия (величина отклонения глаза) или низкая острота зрения амблиопичного глаза (тяжелая степень амблиопии). Характерным для этой группы детей выступает то, что очень часто зрительные расстройства подобного вида являются частью других нарушений в физиологическом и психофизическом развитии ребенка, что, в свою очередь, может подтверждать идею о том, что нарушения рефракторогенеза, появление косоглазия, нарушения бинокулярного зрения являются интегральным результатом роста и развития ребенка (С.А. Рухлова).
Направленность офтальмогигиенических мероприятий в процессе воспитания и обучения детей третьей группы выражается:
ü в создании оптимальных условий, обеспечивающих восстановление нормального функционирования зрительного анализатора;
ü в устранении причин, приведших к зрительным расстройствам;
ü в профилактике рецидивов косоглазия и амблиопии;
ü в укреплении физического и психоэмоционального здоровья ребенка;
ü в развитии зрительного восприятия как познавательно-ориентировочного процесса в соответствии с возрастными возможностями.
Такую направленность оздоровительно-образовательного процесса возможно реализовать через:
- организацию и осуществление в образовательном учреждении всего комплекса лечебно-восстановительных мероприятий;
- психолого-педагогическое сопровождение восстановления зрительных функций с целью совершенствования условно-рефлекторной основы их стабилизации и дальнейшего развития; организацию режима жизнедеятельности ребенка;
- психолого-педагогическое сопровождение благополучного психоэмоционального состояния ребенка, имеющего проблемы в неврологическом статусе;
- комплекс тифлопедагогических и общеразвивающих мероприятий, обеспечивающих успешное развитие психической познавательно-ориентировочной деятельности на основе активного и качественного использования зрительного восприятия;
- комплекса оздоровительных и физкультурных мероприятий, обеспечивающих укрепление соматического и физического здоровья;
- организацию предметно-пространственной среды в соответствии с лечебно-восстановительными задачами;
- формирование у детей и их родителей сознательного отношения к выполнению лечебных назначений, воспитание у ребенка желания вылечиться;
- организацию зрительного труда детей в соответствии со степенью и характером зрительных расстройств.
Просмотров: 1515