Направленность офтальмологических и охранных мероприятий и пути их реализации в работе с детьми с нарушениями зрения

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 29.11.2015

 

Цель лечебно-восстановительных ме­роприятий   для  этой   группы   детей   -   достижение ортофории (правильное положение глаз), устранение амблиопии (восстановление остроты зрения), восстановление утраченных или формирование прежде отсутствующих бинокулярных связей, т. е. развитие бинокулярного зре­ния, коррекция аметропии для повышения остроты сни­женного зрения каждого глаза и обеспечения оптималь­ных условий для зрительного восприятия с различных расстояний двумя глазами. Такой оптимальный результат лечения не всегда достигается к моменту поступления ре­бенка в школу, поэтому в настоящее время в нашей стране открыты классы охраны зрения при образовательных школах. В этих условиях продолжается лечебно-восстано­вительная и коррекционно-педагогическая работа с дан­ной группой детей. Таким образом, ожидаемый результат лечения детей третьей группы также свидетельствует о том, что они не могут быть отнесены к группе слабовидя­щих, хотя степень выраженности нарушения на момент обнаружения заболевания может быть значительной, на­пример, большой угол косоглазия (величина отклонения глаза) или низкая острота зрения амблиопичного глаза (тяжелая степень амблиопии). Характерным для этой группы детей выступает то, что очень часто зрительные расстройства подобного вида явля­ются частью других нарушений в физиологическом и психо­физическом развитии ребенка, что, в свою очередь, может подтверждать идею о том, что нарушения рефракторогенеза, появление косоглазия, нарушения бинокулярного зре­ния являются интегральным результатом роста и разви­тия ребенка (С.А. Рухлова).

Направленность офтальмогигиенических мероприятий в процессе воспитания и обучения детей третьей группы выражается:

ü   в создании оптимальных условий, обеспечивающих восстановление нормального функционирования зритель­ного анализатора;

ü   в устранении причин, приведших к зрительным рас­стройствам;

ü   в профилактике рецидивов косоглазия и амблиопии;

ü   в укреплении физического и психоэмоционального здоровья ребенка;

ü   в развитии зрительного восприятия как познаватель­но-ориентировочного процесса в соответствии с возрастны­ми возможностями.

Такую направленность оздоровительно-образовательно­го процесса возможно реализовать через:

- организацию и осуществление в образовательном учреждении всего ком­плекса лечебно-восстановительных мероприятий;

- психо­лого-педагогическое сопровождение восстановления зри­тельных функций с целью совершенствования условно-рефлекторной основы их стабилизации и дальнейшего развития; организацию режима жизнедеятельности ребен­ка;

- психолого-педагогическое сопровождение благополуч­ного психоэмоционального состояния ребенка, имеющего проблемы в неврологическом статусе;

- комплекс тифлопе­дагогических и общеразвивающих мероприятий, обеспе­чивающих успешное развитие психической познаватель­но-ориентировочной деятельности на основе активного и качественного использования зрительного восприятия;

- комплекса оздоровительных и физкультурных меропри­ятий, обеспечивающих укрепление соматического и физи­ческого здоровья;

- организацию предметно-пространствен­ной среды в соответствии с лечебно-восстановительными задачами;

- формирование у детей и их родителей созна­тельного отношения к выполнению лечебных назначений, воспитание у ребенка желания вылечиться;

- организацию зрительного труда детей в соответствии со степенью и ха­рактером зрительных расстройств.

Просмотров: 1515