Направленность офтальмологических и охранных мероприятий и пути их реализации в работе с детьми с нарушениями зрения
Обобщение литературных данных позволяет уточнить пути реализации направлений офтальмогигиенических мероприятий, актуальных для жизнедеятельности слабовидящих:
ü определение характера и жесткое соблюдение режима зрительных нагрузок в образовательном процессе;
ü выполнение комплекса охранно-гигиенических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических условий, актуальных для зрительной работы в соответствии с клиническими формами слабовидения;
ü выполнение рекомендаций врача-офтальмолога в соответствии с задачами и этапом медицинской реабилитации;
ü реализация системы средств физического воспитания по укреплению склеры и мышечной системы глаз, улучшению обменных процессов, улучшению кровоснабжения (общего и местного);
ü укрепление соматического и физического здоровья;
ü профилактика обострения общих заболеваний; система тифлопедагогических мероприятий по развитию зрительного восприятия, его коррекции и компенсации;
ü соблюдение режима жизнедеятельности слабовидящего;
ü знание слабовидящим ребенком и взрослыми, с ним взаимодействующими, противопоказанных факторов при определенных заболеваниях и неукоснительное их исключение; поддержание психоэмоционального тонуса;
ü воспитание сознательного отношения ребенка и взрослых к проблемам слабовидения;
ü абилитация, т. е. раннее педагогическое сопровождение психофизического развития ребенка с врожденным грубым нарушением зрения и психолого-педагогическая реабилитация старших детей с приобретенным заболеванием;
ü организация предметно-пространственной среды в образовательном учреждении; профессиональная ориентация слабовидящего учащегося.
3. Дети с функциональными расстройствами зрения в виде аметропии (миопия, гиперметропия, астигматизм), не соответствующей возрасту, косоглазия, амблиопии, дис-бинокулярности. По тяжести нарушения зрения дети этой группы не относятся к слабовидящим, так как у части детей зрение корригируется оптическими средствами и имеется благополучный глаз с остротой зрения не менее 0,4. Эту группу составляет достаточно большой процент детей от нормально видящих. Так, по офтальмологическим данным, косоглазием страдает от 1,5 до 3,5% детей. Основными клиническими формами зрительных расстройств являются слабая (до 3,0 D) и средняя (от 3,0 до 6,0 D) степени гиперметропии или миопии, астигматизм, содружественное аккомодационное расходящееся косоглазие (на фоне миопии), содружественное сходящееся аккомодационное косоглазие на фоне гиперметропии, неаккомодационное косоглазие, в основе которого лежат парезы глазодвигательных мышц, вызванные внутриутробной и родовой травмой или заболеванием в постнатальном периоде; нарушение бинокулярного зрения; дисбинокулярная амблиопия разных степеней.
Просмотров: 1515