Направленность офтальмологических и охранных мероприятий и пути их реализации в работе с детьми с нарушениями зрения
Н.В. Скоробогатова к.п.н., доцент
кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии
ФГБОУ ВПО «ШГПИ»
На основе данных офтальмологической и тифлологической литературы можно выделить три группы детей, для каждой из которых в соответствии со степенью и характером нарушения зрения, определяется направленность и дифференцируется содержание офтальмогигиенических и охранных мероприятий. На фоне патологического фактора зрение по характеру может быть: монокулярным (зрение одним глазом); монокулярным альтернирующим (попеременное двумя глазами); одновременным (зрение двумя глазами без слияния изображений в один зрительный образ).
1. Группа детей, имеющих крайне тяжелые нарушения зрения. В эту группу входят: тотально слепые дети (абсолютная слепота); дети со светоощущением; дети с остаточным зрением — острота зрения от 0,04 до 0,005 на лучше видящий глаз в условиях оптической коррекции (практическая слепота). Среди причин детской слепоты доминируют врожденная и перинатальная патологии: пороки и аномалия развития органа зрения в результате нарушения эмбриогенеза, а также патологические состояния глаз, являющиеся следствиями эмбриопатий или перенесенных внутриутробно воспалительных процессов (анофтальм, ми-крофтальм, врожденные деформации глаза и отдельных его структур, катаракты и глаукомы, дистрофические изменения сетчатки и недоразвитие или атрофия зрительных нервов). Большой процент детской слепоты обусловлен ретинопатией недоношенных. Значительный удельный вес среди причин тяжелого нарушения зрения у детей занимают поствоспалительные и посттравматические состояния глаз (В.И. Лакомкин, Э.И. Танюхина, В.Л. Шестаков и др.).
Все клинические формы детской слепоты имеют ряд особенностей: 1) распространенность поражения с вовлечением в патологический процесс не только различных тканей глаза, но и многих структур зрительной системы; 2) сочетание нарушений зрительной и других систем организма:
а) под влиянием одной и той же причины, воздействующий на детский организм в период эмбрионального или постнатального развития;
б) в результате врожденных или приобретенных заболеваний и аномалий развития центральной нервной системы, когда патология зрительной системы является вторичной;
в) нарушение зрения приводит к появлению вторичных нарушений в других функциональных системах организма, включая нейропсихическую сферу;
г) заболевания являются частью системных поражений организма, рассматриваемых как синдромы с участием зрения.
Направленность офтальмогигиенических мероприятий в процессе воспитания и обучения детей, имеющих практическую слепоту, выражается в охране остаточного зрения, в поддержке зрительной системы, развивающейся на фоне грубого органического поражения.
Обобщение литературных данных по вопросам организации жизнедеятельности детей с остаточным зрением позволяет обозначить следующую направленность офтальмогигиенических основ их воспитания и обучения:
• охрана остаточного зрения, достигаемая различными средствами;
• постепенное и систематическое развитие остаточного зрения;
• профилактика и предупреждение различных травм, частая возможность которых возникает из-за значительных трудностей пространственной ориентировки;
• формирование у ребенка и окружающих его взрослых сознательного отношения к настоящим и возможным более тяжелым будущим проблемам со зрением.
Решение обозначенных задач осуществляется через:
1) выполнение определенных и обязательных гигиенических мероприятий, направленных на создание условий, облегчающих зрительную работу (В.П. Ермаков, Г.А. Якунин);
2) неукоснительное выполнение лечебных рекомендаций и организацию жизнедеятельности ребенка в соответствии с задачами и этапом медицинской реабилитации (восстановительное лечение);
3) мероприятия, способствующие физическому развитию и совершенствованию зрительного анализатора, улучшающие питание глаз, укрепляющие склеру и мышцы глаз;
4) общепедагогические мероприятия, направленные на укрепление физического и психического здоровья ребенка, поддержание его психоэмоционального тонуса;
5) воспитание у детей и их родителей сознательного отношения к охране зрения;
6) тифлопедагогические мероприятия, обеспечивающие включение индивидуально развивающийся зрительной системы в жизнедеятельность ребенка и постоянное обогащение зрительного сенсорно-перцептивного опыта ребенка в соответствии с функциональными возможностями зрения, а также формирование тифлопедагогическими приемами умений и навыков полимодальной пространственной и социально-бытовой ориентировки с использованием остаточного зрения;
7) специальную организацию предметно-пространственной среды, значительно облегчающую пространственную ориентировку детей с разными формами остаточного зрения. Следует особо подчеркнуть, что охрана остаточного зрения обеспечивается комплексом обозначенных мероприятий в их тесной взаимосвязи.
2. Группа слабовидящих детей. В эту группу входят дети, у которых на фоне органических поражений зрительной системы или анатомического несовершенства органа зрения острота зрения на лучшем или единственном глазу от 0,05 до 0,4 (в условиях оптической коррекции).
С учетом международной классификации на основе интегральной оценки функционального состояния органа зрения выделяют по тяжести три степени слабовидения: малую, среднюю, высокую. При малой степени слабовидения острота зрения не меньше 0,3, поле зрения без отклонений или концентрически сужено до 40°; при средней степени слабовидения острота зрения находится в пределах 0,3 до 0,1, поле зрения меньше 40, но больше 20° при отсутствии скотом в центральной зоне; при высокой степени слабовидения острота зрения 0,09-0,05, поле зрения меньше 20, но больше 10° или имеются множественные, иногда сливающиеся скотомы.
Основными клиническим формами слабовидения являются нарушения рефракции, патология хрусталика, глаукома, заболевания нервно-зрительного аппарата и др. У слабовидящих детей преобладают врожденные миопия, катаракта, гиперметропия высокой степени, ретинопатия недоношенных, частичная атрофия зрительного нерва и тапеторети-нальные абиотрофии, а также разнообразные врожденные деформации органа зрения (В.И. Лакомкин, В.П. Шестаков и др.).
На фоне первичной зрительной патологии у многих слабовидящих детей проявляются различные осложнения, которые можно разделить на две группы: осложнения в виде вторичных изменений в сенсорном и моторном аппаратах зрительной системы; отягощение патологического процесса в виде органических изменений структур глаза или в виде обострения заболевания.
Частым проявлением первой группы осложнений является амблиопия - стойкое снижение центрального зрения. По происхождению амблиопия делится на дисбинокуляр-ную (на фоне косоглазия), рефракционную и анизометрическую (при аномалиях рефракции), обскурационную (при катаракте, нарушении прозрачности сред и птозе), истерическую, врожденную. По степени выделяют слабую амблиопию - острота зрения не ниже 0,4; среднюю - острота зрения 0,3-0,2; высокую (тяжелую) - острота зрения 0,1-0,05; очень высокую (тяжелую) - острота зрения от 0,04 и ниже (Э.С. Аветисов). Рефракционная амблиопия является частым осложнением дальнозоркости и дальнозорного астигматизма, которые, в свою очередь, являются одной из клинико-анатомических причин слабовидения (А.Н. Гнеушева). Обскурационная амблиопия может развиваться на фоне врожденной или травматической (приобретенной) катаракты. Косоглазие является осложнением миопии, катаракты. Тяжелым осложнением зрительной патологии является нистагм - спонтанные колебания движения глаз. Это нарушение движения глазных яблок, трудно поддающееся лечению, может иметь центральный или местный генез, может возникнуть в связи с низким зрением обоих глаз из-за помутнений и аномалий оптических сред или изменений сосудистой оболочки, сетчатки, зрительного нерва.
Осложнения первой группы ухудшают, затрудняют процесс восприятия слабовидящим окружающего мира, ориентировку в нем, поэтому для этой группы детей актуально жесткое соблюдение режима зрительных нагрузок, специальная организация зрительной работы, целенаправленное обогащение сенсорно-перцептивного и моторного опыта.
К осложнениям второй группы относятся изменения на глазном дне, в стекловидном теле в виде кровоизлияний, дегенеративно-дистрофических изменений, отслойки сетчатки при высокой миопии; смещение хрусталика, повышение внутриглазного давления при аномалиях формы и положения хрусталика: его подвывихах и вывихах; повышение давления при врожденной глаукоме; синехии, подвывих хрусталика, грыжа стекловидного тела при катаракте. Причиной некоторых осложнений может быть игнорирование в жизнедеятельности ребенка противопоказанных факторов (факторов риска) при определенных видах зрительных патологий. Обобщение данных офтальмологической литературы позволяет выделить факторы возникновения осложнений при слабовидении (табл. 3.2).
Таблица 3.2
Противопоказанные факторы в жизнедеятельности при различных клинических формах слабовидения
Вид патологии |
Противопоказанные факторы |
1. Близорукость высокой степени, осложненная и врожденная |
1. Напряженная зрительная работа с мелкими деталями и низкой освещенностью. 2. Длительная без своевременного отдыха зрительная работа. 3. Резкий, избыточный свет. 4. Резкие и длительные наклоны головы и туловища. 5. Подъем тяжестей. 6. Сотрясения тела. Вибрация. 7. Вынужденная рабочая поза, требующая длительного пребывания в согнутом положении с наклоном головы вниз |
2. Катаракта. Афакия (отсутствие хрусталика), смещение хрусталика. Подвывих и вывих хрусталика |
1. Сотрясение тела (постоянное и эпизодическое). Вибрация. 2. Значительная физическая нагрузка. 3. Вынужденная рабочая поза: постоянный наклон головы |
3. Глаукома |
1. Значительные нервно-психические нагрузки. 2. Постоянный наклон головы. 3. Физические нагрузки с сильным напряжением, сильным наклоном туловища, с низким положением головы. 4. Наклоны туловища вниз. 5. Пребывание в жарком помещении, на солнце. 6. Длительное пребывание в затемненном помещении. 7. Нарушение диеты. 8. Одномоментный прием большого количества жидкости. 9. Зрительная работа в плохо освещенном помещении. 10. Охлаждение организма. 11. Прием лечебных препаратов с компонентами, вызывающими расширение зрачков, или возбуждающих лекарственных средств. 12. Одежда с тугими воротничками и поясом. 13. Низкое положение головы во время сна. 14. Длительное положение головы лицом вниз. |
4. Атрофия зрительного нерва. Заболевание сетчатки |
1. Значительная физическая нагрузка. 2. Воздействие токсических веществ. 3. Зрительная работа во второй половине дня |
Таким образом, при организации образовательного процесса слабовидящих детей важно учитывать интегральную оценку функциональных нарушений, выступающих клинической симптоматикой каждого глазного заболевания.
Обобщение литературных данных позволяет уточнить пути реализации направлений офтальмогигиенических мероприятий, актуальных для жизнедеятельности слабовидящих:
ü определение характера и жесткое соблюдение режима зрительных нагрузок в образовательном процессе;
ü выполнение комплекса охранно-гигиенических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических условий, актуальных для зрительной работы в соответствии с клиническими формами слабовидения;
ü выполнение рекомендаций врача-офтальмолога в соответствии с задачами и этапом медицинской реабилитации;
ü реализация системы средств физического воспитания по укреплению склеры и мышечной системы глаз, улучшению обменных процессов, улучшению кровоснабжения (общего и местного);
ü укрепление соматического и физического здоровья;
ü профилактика обострения общих заболеваний; система тифлопедагогических мероприятий по развитию зрительного восприятия, его коррекции и компенсации;
ü соблюдение режима жизнедеятельности слабовидящего;
ü знание слабовидящим ребенком и взрослыми, с ним взаимодействующими, противопоказанных факторов при определенных заболеваниях и неукоснительное их исключение; поддержание психоэмоционального тонуса;
ü воспитание сознательного отношения ребенка и взрослых к проблемам слабовидения;
ü абилитация, т. е. раннее педагогическое сопровождение психофизического развития ребенка с врожденным грубым нарушением зрения и психолого-педагогическая реабилитация старших детей с приобретенным заболеванием;
ü организация предметно-пространственной среды в образовательном учреждении; профессиональная ориентация слабовидящего учащегося.
3. Дети с функциональными расстройствами зрения в виде аметропии (миопия, гиперметропия, астигматизм), не соответствующей возрасту, косоглазия, амблиопии, дис-бинокулярности. По тяжести нарушения зрения дети этой группы не относятся к слабовидящим, так как у части детей зрение корригируется оптическими средствами и имеется благополучный глаз с остротой зрения не менее 0,4. Эту группу составляет достаточно большой процент детей от нормально видящих. Так, по офтальмологическим данным, косоглазием страдает от 1,5 до 3,5% детей. Основными клиническими формами зрительных расстройств являются слабая (до 3,0 D) и средняя (от 3,0 до 6,0 D) степени гиперметропии или миопии, астигматизм, содружественное аккомодационное расходящееся косоглазие (на фоне миопии), содружественное сходящееся аккомодационное косоглазие на фоне гиперметропии, неаккомодационное косоглазие, в основе которого лежат парезы глазодвигательных мышц, вызванные внутриутробной и родовой травмой или заболеванием в постнатальном периоде; нарушение бинокулярного зрения; дисбинокулярная амблиопия разных степеней.
Цель лечебно-восстановительных мероприятий для этой группы детей - достижение ортофории (правильное положение глаз), устранение амблиопии (восстановление остроты зрения), восстановление утраченных или формирование прежде отсутствующих бинокулярных связей, т. е. развитие бинокулярного зрения, коррекция аметропии для повышения остроты сниженного зрения каждого глаза и обеспечения оптимальных условий для зрительного восприятия с различных расстояний двумя глазами. Такой оптимальный результат лечения не всегда достигается к моменту поступления ребенка в школу, поэтому в настоящее время в нашей стране открыты классы охраны зрения при образовательных школах. В этих условиях продолжается лечебно-восстановительная и коррекционно-педагогическая работа с данной группой детей. Таким образом, ожидаемый результат лечения детей третьей группы также свидетельствует о том, что они не могут быть отнесены к группе слабовидящих, хотя степень выраженности нарушения на момент обнаружения заболевания может быть значительной, например, большой угол косоглазия (величина отклонения глаза) или низкая острота зрения амблиопичного глаза (тяжелая степень амблиопии). Характерным для этой группы детей выступает то, что очень часто зрительные расстройства подобного вида являются частью других нарушений в физиологическом и психофизическом развитии ребенка, что, в свою очередь, может подтверждать идею о том, что нарушения рефракторогенеза, появление косоглазия, нарушения бинокулярного зрения являются интегральным результатом роста и развития ребенка (С.А. Рухлова).
Направленность офтальмогигиенических мероприятий в процессе воспитания и обучения детей третьей группы выражается:
ü в создании оптимальных условий, обеспечивающих восстановление нормального функционирования зрительного анализатора;
ü в устранении причин, приведших к зрительным расстройствам;
ü в профилактике рецидивов косоглазия и амблиопии;
ü в укреплении физического и психоэмоционального здоровья ребенка;
ü в развитии зрительного восприятия как познавательно-ориентировочного процесса в соответствии с возрастными возможностями.
Такую направленность оздоровительно-образовательного процесса возможно реализовать через:
- организацию и осуществление в образовательном учреждении всего комплекса лечебно-восстановительных мероприятий;
- психолого-педагогическое сопровождение восстановления зрительных функций с целью совершенствования условно-рефлекторной основы их стабилизации и дальнейшего развития; организацию режима жизнедеятельности ребенка;
- психолого-педагогическое сопровождение благополучного психоэмоционального состояния ребенка, имеющего проблемы в неврологическом статусе;
- комплекс тифлопедагогических и общеразвивающих мероприятий, обеспечивающих успешное развитие психической познавательно-ориентировочной деятельности на основе активного и качественного использования зрительного восприятия;
- комплекса оздоровительных и физкультурных мероприятий, обеспечивающих укрепление соматического и физического здоровья;
- организацию предметно-пространственной среды в соответствии с лечебно-восстановительными задачами;
- формирование у детей и их родителей сознательного отношения к выполнению лечебных назначений, воспитание у ребенка желания вылечиться;
- организацию зрительного труда детей в соответствии со степенью и характером зрительных расстройств.
В процессе определения охранно-профилактических мероприятий для детей с нарушенным и нормальным зрением и осуществления их в образовательном процессе педагогам необходимо знать детей, входящих в группу риска по ухудшению зрения. К факторам риска относятся:
1). Наследственный фактор. Э.С. Аветисов выделяет три группы наследственных болезней, исходя из степени относительного участия генотипа и среды:
- болезни, в этиологии которых генетические факторы имеют решающие значение;
- болезни с наследственным предрасположением, для проявления которых необходимы дополнительные факторы среды;
- болезни, обусловленные главным образом факторами среды.
Наследственный характер могут иметь близорукость, глаукома, атрофия зрительного нерва, патологический нистагм, катаракта, пигментная абиотрофия сетчатки (возникает в 5-6 лет), пигментная дегенерация сетчатки без пигмента, центральная дегенерация сетчатки Штаргардта (возникает с 4-8 лет); альбинизм глазной; дистрофия роговицы.
2). Прогрессирующее ухудшение зрения (прогрессирующий характер заболевания). У детей с прогрессирующими глазными заболеваниями (глаукома, незаконченная атрофия зрительного нерва, травматическая катаракта, пигментная дегенерация сетчатки, воспалительные заболевания роговой оболочки, дистрофия роговой оболочки, осложненная близорукость, отслойка сетчатки, посттравматические состояния глаз и др.) визуальный прогноз ухудшается, снижаются основные зрительные функции.
3). Наличие и обострение общего заболевания, влекущие за собой ухудшение или сбои в функционировании зрительной системы. Группу риска составляют дети с заболеваниями центральной и периферической нервной системы, с сердечно-сосудистыми заболеваниями, почечной патологией, диабетом, вирусной инфекцией, заболеваниями суставов (у большинства детей прогрессирующие снижение функций), болезни обмена веществ и др.
4). Низкий уровень физического развития, проявляющийся в гипотонии, слабости мышечной системы, нарушении осанки, в слабом соматическом здоровье и др.
5). Систематическое длительное по продолжительности умственное, психическое напряжение (например, внешкольные образовательные занятия), порождающее физическое напряжение на глаза, глазные мышцы и нервы. Дети испытывают частое зрительное утомление, при котором наблюдается расстройство световоспринимающего, двигательного, аккомодационного аппаратов.
Знание факторов риска снижения функций зрительной системы позволяет педагогам осуществлять дифференцированный и индивидуальный подходы в выборе и уточнении содержания отдельных офтальмогигиенических мероприятий. Наличие факторов риска в развитии ребенка делает обязательным осуществление профилактических мероприятий.