Основные направления психологической помощи детям с ЗПР
В.А. Юдина к.п.н., доцент
кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии
ФГБОУ ВПО «ШГПИ»
Основной целью психологической коррекции детей и подростков с задержкой психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.
Важным принципом психологической коррекции познавательных процессов и личности детей является учет формы и степени тяжести задержки психического развития.
Например, у детей с психофизическим инфантилизмом в структуре познавательного дефекта определяющая роль принадлежит недоразвитию мотивационной стороны учебной деятельности. Поэтому психокоррекционный процесс должен быть направлен на развитие познавательных мотивов. А у детей с ЗПР церебральноорганического генеза наблюдается тотальное недоразвитие предпосылок интеллекта: зрительнопространственного восприятия, памяти, внимания. В связи с этим в коррекционном процессе все внимание отдано формированию этих психических процессов, развитию навыков самоконтроля и регуляции деятельности.
Таблица 2.1
Направления и задачи психологической коррекции детей с различными формами ЗПР (по И.И. Мамайчук)
Наименование блока |
Содержание блока и приемы |
Психокоррекционные задачи |
Формы ЗПР |
Мотивационный |
Неумение ребенка выделить, осознать и принять цели действия |
Формирование познавательных мотивов: -создать проблемные учебные ситуации; - стимулировать активность ребенка на занятии; - обратить внимание на тип семейного воспитания. Приемы: - создание игровых учебных ситуаций; - дидактические и развивающие игры |
Психофизический инфантилизм Психогенные формы ЗПР |
Блок регуляции |
Неумение планировать свою деятельность во времени и по содержанию |
Обучить ребенка планировать деятельность во времени. Предварительно организовать ориентировки в заданиях. Предварительно проанализировать с ребенком используемые способы деятельности. Приемы: - обучение детей продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию, лепке, моделированию) |
Соматогенная форма ЗПР Органический инфантилизм ЗПР церебрально-органического генеза |
Блок самоконтроля |
Неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы по ходу их выполнения |
Обучить контролю по результатам. Обучить контролю по способу деятельности. Обучить контролю в процессе деятельности Приемы: -дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность; - обучение конструированию и рисованию по моделям |
ЗПР церебрально-органического генеза Соматогенная форма ЗПР. Психогенная форма ЗПР |
- Назад
- Вперёд >>