Основные направления психологической помощи детям с ЗПР

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 29.11.2015

 

В.А. Юдина к.п.н., доцент

кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии

ФГБОУ ВПО «ШГПИ»

 

Основной целью психологической коррекции детей и подростков с задержкой психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.

Важным принципом психологической коррекции познавательных процессов и личности детей является учет формы и степени тяжести задержки психического развития.

 

Например, у детей с психофизическим инфантилизмом в структуре познавательного дефекта определяющая роль принадлежит недоразвитию мотивационной стороны учебной деятельности. Поэтому психокоррекционный процесс должен быть направлен на развитие познавательных мотивов. А у детей с ЗПР церебральноорганического генеза наблюдается тотальное недоразвитие предпосылок интеллекта: зрительнопространственного восприятия, памяти, внимания. В связи с этим в коррекционном процессе все внимание отдано формированию этих психических процессов, развитию навыков самоконтроля и регуляции деятельности.

Таблица 2.1

Направления и задачи психологической коррекции детей с различными формами ЗПР (по И.И. Мамайчук)

 

Наименование блока

Содержание блока и приемы

Психокоррекционные задачи

Формы ЗПР

Мотивационный

Неумение ребенка выделить, осознать и принять цели действия

Формирование познавательных мотивов:

-создать проблемные учебные ситуации;

- стимулировать активность ребенка на занятии;

- обратить внимание на тип семейного воспитания.

Приемы:

- создание игровых учебных ситуаций;

- дидактические и развивающие игры

Психофизический инфантилизм

Психогенные формы ЗПР

Блок регуляции

Неумение планировать свою деятельность во времени и по содержанию

Обучить ребенка планировать деятельность во времени. Предварительно организовать ориентировки в заданиях. Предварительно проанализировать с ребенком используемые способы деятельности. Приемы:

- обучение детей продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию, лепке, моделированию)

Соматогенная форма ЗПР Органический инфантилизм

ЗПР церебрально-органического генеза

Блок самоконтроля

Неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы по ходу их выполнения

Обучить контролю по результатам. Обучить контролю по способу деятельности. Обучить контролю в процессе деятельности Приемы:

-дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность;

- обучение конструированию и рисованию по моделям

ЗПР церебрально-органического генеза

Соматогенная форма ЗПР.

Психогенная форма ЗПР

 

Просмотров: 2157