Основные направления психологической помощи детям с ЗПР

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 29.11.2015

 

В.А. Юдина к.п.н., доцент

кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии

ФГБОУ ВПО «ШГПИ»

 

Основной целью психологической коррекции детей и подростков с задержкой психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.

Важным принципом психологической коррекции познавательных процессов и личности детей является учет формы и степени тяжести задержки психического развития.

 

Например, у детей с психофизическим инфантилизмом в структуре познавательного дефекта определяющая роль принадлежит недоразвитию мотивационной стороны учебной деятельности. Поэтому психокоррекционный процесс должен быть направлен на развитие познавательных мотивов. А у детей с ЗПР церебральноорганического генеза наблюдается тотальное недоразвитие предпосылок интеллекта: зрительнопространственного восприятия, памяти, внимания. В связи с этим в коррекционном процессе все внимание отдано формированию этих психических процессов, развитию навыков самоконтроля и регуляции деятельности.

Таблица 2.1

Направления и задачи психологической коррекции детей с различными формами ЗПР (по И.И. Мамайчук)

 

Наименование блока

Содержание блока и приемы

Психокоррекционные задачи

Формы ЗПР

Мотивационный

Неумение ребенка выделить, осознать и принять цели действия

Формирование познавательных мотивов:

-создать проблемные учебные ситуации;

- стимулировать активность ребенка на занятии;

- обратить внимание на тип семейного воспитания.

Приемы:

- создание игровых учебных ситуаций;

- дидактические и развивающие игры

Психофизический инфантилизм

Психогенные формы ЗПР

Блок регуляции

Неумение планировать свою деятельность во времени и по содержанию

Обучить ребенка планировать деятельность во времени. Предварительно организовать ориентировки в заданиях. Предварительно проанализировать с ребенком используемые способы деятельности. Приемы:

- обучение детей продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию, лепке, моделированию)

Соматогенная форма ЗПР Органический инфантилизм

ЗПР церебрально-органического генеза

Блок самоконтроля

Неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы по ходу их выполнения

Обучить контролю по результатам. Обучить контролю по способу деятельности. Обучить контролю в процессе деятельности Приемы:

-дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность;

- обучение конструированию и рисованию по моделям

ЗПР церебрально-органического генеза

Соматогенная форма ЗПР.

Психогенная форма ЗПР

 


Психокоррекционные занятия с детьми с ЗПР по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе. Важным является единство требований к ребенку со стороны педагога, психолога и других специалистов, особенно при коррекции способности контроля своих действий. Это успешно достигается при тщательном соблюдении режима дня, четкой организации повседневной жизни ребенка, исключая возможность незавершения начатых ребенком действий.

Обучение ребенка самоконтролю успешно достигается в процессе занятий по конструированию. Особый интерес представляет метод обучения детей модельному конструированию, разработанный А. Р. Лурия и его учениками (1948) и успешно используемый нами при психокоррекционной работе с детьми с ДЦП и с ЗПР церебральноорганического генеза (Мамайчук, 1978, 1984). Суть этого метода заключается в том, что образцы модели предъявляются ребенку заклеенными плотной белой бумагой и, прежде чем начать строить, ребенок должен был сам планомерно исследовать образец, подобрать к нему соответствующие детали, т. е. модель образец предлагает ребенку определенную задачу, но не дает способа ее решения. А. Р. Лурия (1948) провел следующий эксперимент; он разделил детей близнецов на две группы. Одна группа обучалась конструированию с наглядных образцов, а их братья и сестры - конструированию с образцов моделей. После нескольких месяцев обучения конструированию психологи обследовали детей, изучали особенности их восприятия, мышления, рисования. Результаты обследования выявили, что дети, обучающиеся конструированию по моделям, показали более высокую динамику в умственном развитии, чем их братья и сестры, которым было предложено конструирование традиционным способом. Формированию самоконтроля и самостоятельных способов решения задач способствует обучение детей конструированию по условиям, предложенное Н. П. Подъяковым (1972). Ребенку предлагают сделать из готовых деталей предмет, который может быть использован в конкретных, заранее заданных условиях, т. е. в этом случае ребенок не имеет перед собой образца, а ему только даны условия, исходя из которых необходимо определить, какой должна быть постройка, а затем сконструировать ее. Несомненно важным при таком способе обучения конструированию является то, что мыслительные процессы детей приобретают более опосредованный характер, чем при конструировании по образцу. Например, получив задание построить из готовых блоков такой «гараж», который мог бы вмещать в себя «грузовую машину», ребенок начинает предварительно анализировать величину машины, отвлекаясь от всех других ее свойств. Для этого необходим достаточно высокий уровень абстрагирования, что дает возможность формированию у детей специфических способов соотнесения определенных свойств условий с соответствующими свойствами постройки. Конструирование по моделям и условиям успешно формируют у детей ориентировочную деятельность, способствуют развитию самоконтроля своих действий в процессе выполнения конструктивных заданий и при анализе их результатов.


Учреждения Курганской области, оказывающие психолого-педагогическую помощь детям с задержкой психического развития:

Ø  Государственное бюджетное учреждение «Курганский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

Структура учреждения

1. Отделение диагностики и разработки программ индивидуальной реабилитации

2. Отделение медико-социальной реабилитации

3. Отделение психолого-педагогической помощи

4. Отделение надомного обслуживания осуществляет реабилитационную работу в домашних условиях

5. Стационарное отделение

Ø  Государственное бюджетное учреждение «Курганский центр социальной помощи семье и детям»

Структура учреждения

Детская социально-досуговая комната «Солнечный круг»

Отделение срочной социальной помощи

Кризисное отделение

Методический центр

Участковая социальная служба

Ø ГКУ «Курганский дом ребенка специализированный» для детей с органическим поражением нервной системы и нарушением психики.

Ø На базе Курганской областной школы дистанционного образования детей-инвалидов;

Ø  ГКУ «Куртамышский специализированный Дом ребенка» для детей с органическим поражением нервной системы и нарушением психики

Ø  ГБУ «Шадринский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья»

Ø Государственное казенное учреждение «Шадринский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» (группа для детей с ЗПР);

Ø Школа-интернат № 11 для детей с ОВЗ - нарушениями слуха и речи (специальные классы для детей с ЗПР);

Ø Шадринская школа-интернат №16 для детей с ОВЗ.

Ø Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13»

Ø Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №17 г. Шадринск.

 

Список литературы:

1.            Азбукина, Е.Ю. Основы специальной педагогики и психологии [Текст]: учебник / Е. Ю. Азбукина, Е. Н. Михайлова. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2006.

2.            Астапов, В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии [Текст] / В. М. Астапов. - М. : Междунар. Пед. Академия, 1994.

3.            Дети с задержкой психического развития [Текст] / Т. А. Власова, В. И. Лубовский, Н. А. Цыпина. – М. : Педагогика, 1984.

4.            Заваденко, Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте [Текст] / Н. Н. Заваденко. – М . : Издат. центр «Академия», 2005.

5.            Калашникова, М.Б. Возрастная сензитивность у детей с задержкой психического развития [Текст] / М. Б. Калашникова. - В. Новгород, 2002.

6.            Карпова, Г.А. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития [Текст] / Г. А. Карпова, Т. П. Артемьева. - Екатеринбург, 1995.

7.            Костенкова, Ю.А Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения [Текст] / Ю. А. Костенкова. - М, 2004.

8.            Кякинен, Э.И. Нравственные ориентации младших школьников с ЗПР [Текст] : учебное пособие. – СПб.: КАРО, 2008.

9.            Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей [Текст] : / В. В. Лебединский. – М. : Изд-во Моск.ун-та, 2003.

10.       Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] : / И. И. Мамайчук. - СПб: «Речь», 2004.

11.       Марковская, И.Ф. Задержка психического развития [Текст] / И. Ф. Марковская. – М., 1993.

12.       Психология детей с ЗПР [Текст] : хрестоматия: учебное пособие / О. В. Защиринская. – СПб. : Речь, 2003. – 370 с.

13.       Соколова, Е.В. Психология детей с ЗПР [Текст]: учебное пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.

14.       Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития [Текст] / У. В. Ульенкова. – Нижний Новгород, 1994.

15.       Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития [Текст] / У. В. Ульенкова. – М . : Педагогика, 1990.

16.       Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии [Текст] / У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

17.       Шустов, Е.А. Психология детей с ЗПР [Текст] : учебное пособие для студентов. – Шадринск: Шадринский пединститут, 2002.

http://www.centr45.ru/Glavnaya/

http://www.invalid-detstva.ru/nar_spr.php/nar_spr.php

http://klever.shadrinsk.net/

 

 

 

Просмотров: 2158