Определение задержки психического развития (ЗПР)

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 29.11.2015

 

В.А. Юдина к.п.н., доцент

кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии

ФГБОУ ВПО «ШГПИ»

 

 По данным разных авторов, в детской популяции выявляется от 5 до 16% детей с задержкой психического развития различного генеза.

Термин «задержка психического развития» был предложен Г.Е. Сухаревой в 1959 году. Под задержкой психического развития (ЗПР) понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. Это понятие появилось в отечественной психологии в 60-х гг. XX в. на основе и в результате начавшегося на десятилетие раньше изучения детей, как испытывающих стойкие трудности в обучении в обычной (массовой) школе, так и таких, которые, будучи диагностированными как умственно отсталые, через непродолжительный период обучения в специальной (коррекционной) школе начинали успешно продвигаться вперед и обнаруживали большие потенциальные возможности. (В.И. Лубовский).

 

Изучение зарубежного опыта исследований детей, испытывающих трудности в обучении в школе показывает, что однозначной трактовки сущности и причин этих затруднений нет. В США, Англии, Германии эта категория детей обозначалась как «дети с трудностями в обучении», как «дети, имеющие недостаточные способности к обучению», неприспособленные», «педагогически запущенные», «дети с нарушением поведения», а также «дети с минимальными повреждениями мозга». (А. А. Еремина).

В специальной литературе существуют варианты определений рассматриваемого понятия.

Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия для обучения и развития детей данной категории.

Синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности (Азбукина Е.Ю., Михайлова Е.Н)

Задержка психического развития – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. (Ю.А. Костенкова)

Изучению проблемы задержки психического развития посвятили свои исследованиятакие ученые как М.С. Певзнер (1966), Г.Е. Сухарева (1965, 1974), И.А. Юркова (1971), В.В. Ковалев (1973), К.С. Лебединская (1975), М.Г. Рейдибойм (1977), И.Ф. Марковская (1993). В психолого-педагогических исследованиях были изучены психологические особенности детей, особенности формирования у них различных представлений, знаний и навыков (Н. А. Никашина, 1965, 1972, 1977; В. И. Лубовский, 1972, 1978, 1989; Н.А.Цыпина, 1974, 1994; Е. А. Слепович, 1978, 1989, 1990; В. А. Авотиньш, 1982, 1986; У. В. Ульенкова, 1990, 1994) и другие ученые.

В 1981 г. в структуру специального образования был введен новый тип учреждения — школы и классы для детей с ЗПР.

Несколько позже началось в стране изучение детей с ЗПР дошкольного возраста.

В Институте дефектологии (ныне Институт коррекционной педагогики РАО) проводился многолетний эксперимент по изучению, воспитанию и обучению детей с ЗПР 5 – 6-летнего возраста. Результатом его явилась Типовая программа обучения детей с ЗПР в подготовительной группе детского сада (1989), а в 1991 г. авторским коллективом этого института под руководством С. Г. Шевченко был предложен вариант программы коррекционного обучения детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.

С 1990 г. дошкольные учреждения для детей с задержкой психического развития включены в номенклатуру специальных (коррекционных) дошкольных учреждений нашей страны.

Просмотров: 9695