Особенности психологической коррекционной работы с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью
Кроме этих двух видов изотерапии, которые используются уже многими специалистами, существует еще один вид изобразительной деятельности — наложение грима детьми на свое лицо и на лицо воспитателя.
Эта методика дает возможность развивать фантазию, мелкую моторику, позволяет выразить свои эмоции и отношение к себе и к другому. Методика позволяет также показать межличностные отношения глазами ребенка, вызывает потребность в общении. Дети с удовольствием демонстрируют себя в гриме, позируют перед фотоаппаратом и долго не хотят снимать грим.
Еще одним методом коррекционной работы является эстетотерапия, которая проводится в картинной галерее. Эти занятия проводятся с группой детей и направлены на социализацию, восприятие, расширение кругозора, соотнесение реальных предметов с изображением.
Дети рассматривают картину (чаще всего натюрморт), а перед ней на столике разложены некоторые предметы (включая съедобные — мед, варенье, баранки), изображенные на картине. Это позволяет соотнести реальный предмет с его изображением на картине, не только рассмотреть, но и потрогать предмет, ощупать его. В данной деятельности участвуют не только зрительный анализатор, но и тактильный, а при рассматривании натюрмортов и «опробовании» их вкусовой анализатор. Следует отметить, что посещение картинной галереи создает для ребенка ощущение праздника, превращает обыденную жизнь в сказку. При отсутствии в городе галереи можно использовать изопродукцию.
Противопоказаний к изокоррекции и эстетотерапии нет. Общеизвестно, что без развития моторики плохо развивается речь и познавательная деятельность.
В коррекционной работе следует использовать корригирующие игры типа «почтовый ящик» и его модификации, которые направлены на развитие логического мышления, распознавания форм, цвета, размера и геометрических фигур, развитию ловкости и зрительно-двигательной координации.
В зависимости от возраста ребенка используются различные разрезные картинки (от 2-х кусочков для самых маленьких детей), которые помогают развитию пространственных представлений. Для этой цели, а также для развития восприятия, логического мышления нужно использовать всем известные развивающие игры — puzzle.
В качестве коррекционного метода в педагогике с 3-х-летнего возраста используется метод Марии Монтессори. Все учение Монтессори можно представить в виде нескольких крупных разделов:
- упражнения в повседневной жизни,
- развитие чувств,
- развитие математических способностей,
- развитие речи.
Занятия проводятся индивидуально и в группе. Монтессори-педагогика использует многие упражнения, взятые из обыденной жизни. Это позволяет ребенку стать независимым, обрести чувство собственного достоинства, самостоятельность, уверенность в себе. Ребенка учат подробно анализировать различные сложные действия. Ребенок усваивает правильные, социально приемлемые способы поведения. Много внимания в педагогике Монтессори уделяется развитию чувств ребенка. Для этого используются различные дидактические материалы. Различная сложность пособий с одной стороны сохраняет интерес ребенка к заданиям, а с другой стороны — заставляет его рассматривать одну и ту же задачу под разным углом зрения.
Для развития чувств педагог проводит специальные занятия в несколько этапов.
На первом этапе детей учат устанавливать зависимость между разными предметами и их названиями, добиваясь установления прочной связи между каждым из разбираемых предметов и его названием.
На втором этапе детей побуждают производить различные действия с предметами. В процессе этих занятий в детском восприятии соединяются представления о свойствах предметов и их названиях.
На третьем этапе проверяется правильность усвоенных ранее представлений и ощущений. Стимулируются простые формы общения взрослого и ребенка, обогащается словарный запас ребенка, и он получает новые знания, расширяющие его представления об окружающем мире.
Одним из наиболее сложных разделов Монтессори-педагогики являются математические занятия и уроки по развитию речи. Монтессори-материал помогает ребенку освоить весьма сложные для многих детей абстракции, лежащие в основе изучения математики. Ребенок учится сравнивать, упорядочивать, измерять и т.д. Постигая эти этапы освоения математических знаний, он невольно постигает основы формальной логики.
Особое значение Монтессори придавала развитию речи ребенка. Для детей очень важно, чтобы окружающие их слушали, понимали, сопереживали и постоянно помогали им.
Вся работа с ребенком строится на активной самостоятельной деятельности малыша по принципу исследования качеств и свойств различных предметов методом проб и ошибок. Развитие ребенка по системе Монтессори-педагогики происходит в процессе различных социальных упражнений, стимуляции чувств с помощью сенсорного материала, а также в результате общения взрослого и ребенка.
Этот вид коррекционной работы рекомендован всем детям. На групповых занятиях с детьми необходимо учить их коммуникативным навыкам. Однако общение ребенка — это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения.
- << Назад
- Вперёд