Особенности психологической коррекционной работы с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 30.11.2015

 

Кроме этих двух видов изотерапии, которые используются уже многими специалистами, существует еще один вид изобразительной деятельности — наложение грима детьми на свое лицо и на лицо воспи­тателя.

Эта методика дает возможность развивать фантазию, мелкую мо­торику, позволяет выразить свои эмоции и отношение к себе и к друго­му. Методика позволяет также показать межличностные отношения гла­зами ребенка, вызывает потребность в общении. Дети с удовольствием демонстрируют себя в гриме, позируют перед фотоаппаратом и долго не хотят снимать грим.

Еще одним методом коррекционной работы является эстетотерапия, которая проводится в картинной галерее. Эти занятия проводятся с группой детей и направлены на социализацию, восприятие, расширение кругозора, соотнесение реальных предметов с изображением.

Дети рассматривают картину (чаще всего натюрморт), а перед ней на столике разложены некоторые предметы (включая съедобные — мед, варенье, баранки), изображенные на картине. Это позволяет соотнести реальный предмет с его изображением на картине, не только рассмотреть, но и потрогать предмет, ощупать его. В данной деятельности уча­ствуют не только зрительный анализатор, но и тактильный, а при рас­сматривании натюрмортов и «опробовании» их вкусовой анализатор. Следует отметить, что посещение картинной галереи создает для ребенка ощущение праздника, превращает обыденную жизнь в сказку. При отсутствии в городе галереи можно использовать изопродукцию.

Противопоказаний к изокоррекции и эстетотерапии нет. Общеизвестно, что без развития моторики плохо развивается речь и познавательная деятельность.

В коррекционной работе следует использовать корригирующие игры типа «почтовый ящик» и его модификации, которые направлены на развитие логического мышления, распознавания форм, цвета, размера и геометрических фигур, развитию ловкости и зрительно-двигательной координации.

В зависимости от возраста ребенка используются различные раз­резные картинки (от 2-х кусочков для самых маленьких детей), которые помогают развитию пространственных представлений. Для этой цели, а также для развития восприятия, логического мышления нужно исполь­зовать всем известные развивающие игры — puzzle.

В качестве коррекционного метода в педагогике с 3-х-летнего возраста используется метод Марии Монтессори. Все учение Монтессори можно представить в виде нескольких крупных разделов:

-      упражнения в повседневной жизни,

-      развитие чувств,

-      развитие математических способностей,

 -   развитие речи.

Занятия проводятся индивидуально и в группе. Монтессори-педагогика использует многие упражнения, взятые из обыденной жизни. Это позволяет ребенку стать независимым, обрести чувство собственно­го достоинства, самостоятельность, уверенность в себе. Ребенка учат подробно анализировать различные сложные действия. Ребенок усваи­вает правильные, социально приемлемые способы поведения. Много внимания в педагогике Монтессори уделяется развитию чувств ребенка. Для этого используются различные дидактические материалы. Различ­ная сложность пособий с одной стороны сохраняет интерес ребенка к заданиям, а с другой стороны — заставляет его рассматривать одну и ту же задачу под разным углом зрения.

Для развития чувств педагог проводит специальные занятия в не­сколько этапов.

На первом этапе детей учат устанавливать зависимость между разными предметами и их названиями, добиваясь установления прочной связи между каждым из разбираемых предметов и его названием.

На втором этапе детей побуждают производить различные дейст­вия с предметами. В процессе этих занятий в детском восприятии со­единяются представления о свойствах предметов и их названиях.

На третьем этапе проверяется правильность усвоенных ранее представлений и ощущений. Стимулируются простые формы общения взрослого и ребенка, обогащается словарный запас ребенка, и он полу­чает новые знания, расширяющие его представления об окружающем мире.

Одним из наиболее сложных разделов Монтессори-педагогики являются математические занятия и уроки по развитию речи. Монтессори-материал помогает ребенку освоить весьма сложные для многих детей абстракции, лежащие в основе изучения математики. Ребенок учится сравнивать, упорядочивать, измерять и т.д. Постигая эти этапы освоения математических знаний, он невольно постигает основы формальной логики.

Особое значение Монтессори придавала развитию речи ребенка. Для детей очень важно, чтобы окружающие их слушали, понимали, со­переживали и постоянно помогали им.

Вся работа с ребенком строится на активной самостоятельной деятельности малыша по принципу исследования качеств и свойств раз­личных предметов методом проб и ошибок. Развитие ребенка по систе­ме Монтессори-педагогики происходит в процессе различных социаль­ных упражнений, стимуляции чувств с помощью сенсорного материала, а также в результате общения взрослого и ребенка.

Этот вид коррекционной работы рекомендован всем детям. На групповых занятиях с детьми необходимо учить их коммуни­кативным навыкам. Однако общение ребенка — это не только способ­ность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание осо­бенностей себя и других людей и учет их в ходе общения.

 

Просмотров: 2957