Особенности психологической коррекционной работы с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью
Н.Л. Лихачева, к.п.н., доцент
кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии
ФГБОУ ВПО «ШГПИ»
Все большее значение в последнее время приобретает проблема ранней коррекции психического развития, обучения и воспитания аномальных детей. Именно в дошкольном возрасте происходит основное личностное и интеллектуальное развитие ребенка. Поэтому коррекционно-воспитательная работа в этом возрасте наиболее эффективна не только для исправления имеющихся дефектов интеллектуально-личностной сферы, но и для профилактики возникающих позднее патопсихологических наслоений (вторичных, третичных и т. д. дефектов).
Одной из основных задач дошкольных учреждений является обеспечение ранней социализации детей в коллективе сверстников и взрослых. При этом дошкольное учреждение призвано обеспечивать получение образования детьми с легкой интеллектуальной недостаточностью. В этом случае рекомендуется специальная коррекционная работа с такими детьми.
В соответствии с государственными нормативными документами приоритетными направлениями дошкольного образования являются ранняя диагностика отклонений в психофизическом развитии ребенка, обеспечение условий для его социализации и комплексная коррекционно-развивающая помощь, требующая вовлечения специалистов разного профиля (воспитателей, дефектологов, психологов и др.) и самих родителей в работу с ребенком.
При организации и осуществлении коррекционной работы с детьми с легкой интеллектуальной недостаточностью специалист опирается на деятельностный принцип, раскрывающий основные закономерности функционального и онтогенетического развития, и концепцию ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев; Д.Б. Эльконин). Центром коррекционной работы с дошкольниками при этом становится процесс формирования сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности.
Основными психологическими новообразованиями дошкольного возраста являются:
1) изменения мышления: формируется план общих представлений, устанавливаются связи между ними, которые не даны в непосредственном опыте ребенка (формируются обобщения), формируется символическая функция мышления через предметное замещение, ролевое замещение, замещение ситуации словом;
2) расширение возможностей общения: появляется общение не только по поводу воспринимаемых предметов, но и по поводу мыслимых, т. е. общение принимает надситуативный характер; происходит децентрация психики через занятие различных игровых позиций в совместной деятельности;
Для решения коррекционных задач при работе с дошкольниками используются следующие виды деятельности.
1. Игровая деятельность детей с легкой интеллектуальной недостаточностью, нуждаясь в системе коррекционного воздействия, все-таки на этом возрастном этапе является универсальной формой коррекции, обеспечивая широкие возможности развития различных видов психической деятельности. Одной из задач предлагаемой системы коррекционного воздействия является формирование компонентов общего характера, необходимых для осуществления любого вида деятельности, а также специфических для игровой деятельности.
2. Продуктивная деятельность — организованные занятия, в которых взрослый руководит деятельностью ребенка через смысл предлагаемых заданий и их оценку (лепка, конструирование, рисование, придумывание или достраивание незаконченного рассказа и т. п.). Такие занятия способствуют развитию у ребенка возможность самостоятельно выстраивать собственную деятельность: создавать и реализовывать ее замысел (смысл), что, в свою очередь, лежит в основе развития творческих способностей и воображения.
3. Деятельность, связанная с соблюдением разнообразных правил и режима. Это может быть закрепление определенных навыков самообслуживания, следование правилам поведения и взаимодействия с другими людьми, а также совершение игровых действий по жестко предписанному извне набору правил. Такая деятельность влияет на развитие произвольности и способности строить собственное поведение в соответствии с определенным планом и правилами, на усвоение норм и правил поведения и на соматическое состояние ребенка.
Особая значимость коррекционной работы состоит в том, что она дает возможность предупреждать личностные отклонения третьего порядка, производные от изучаемых базовых компонентов структуры умственной отсталости. В противном случае имеется опасность их накапливания, суммирования, а также ухудшения взаимодействия ребенка с окружающим миром.
- Назад
- Вперёд >>