Особенности психологической коррекционной работы с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 30.11.2015

 

Н.Л. Лихачева, к.п.н., доцент

кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии

ФГБОУ ВПО «ШГПИ»

 

Все большее значение в последнее время приобретает проблема ранней коррекции психического развития, обучения и воспитания аномальных де­тей. Именно в дошкольном возрасте происходит основное личностное и ин­теллектуальное развитие ребенка. Поэтому коррекционно-воспитательная работа в этом возрасте наиболее эффективна не только для исправления име­ющихся дефектов интеллектуально-личностной сферы, но и для профилак­тики возникающих позднее патопсихологических наслоений (вторичных, тре­тичных и т. д. дефектов).

 

Одной из основных задач дошкольных учреждений является обеспечение ранней социализации детей в коллективе сверстников и взрослых. При этом дошкольное учреждение призвано обеспечивать получение образования деть­ми с легкой интеллектуальной недостаточностью. В этом случае рекомен­дуется специальная коррекционная работа с такими детьми.

В соответствии с государственными нормативными документами приори­тетными направлениями дошкольного образования являются ранняя диагно­стика отклонений в психофизическом развитии ребенка, обеспечение усло­вий для его социализации и комплексная коррекционно-развивающая помощь, требующая вовлечения специалистов разного профиля (воспитате­лей, дефектологов, психологов и др.) и самих родителей в работу с ребенком.

При организации и осуществлении коррекционной работы с детьми с лег­кой интеллектуальной недостаточностью специалист опирается на деятельностный принцип, раскрывающий основные закономерности функционального и он­тогенетического развития, и концепцию ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев; Д.Б. Эльконин). Центром коррекционной работы с дошкольниками при этом становится процесс формирования сюжетно-ролевой игры как ведуще­го вида деятельности.

Основными психологическими новообразованиями дошкольного возрас­та являются:

1)   изменения мышления: формируется план общих представлений, уста­навливаются связи между ними, которые не даны в непосредственном опыте ребенка (формируются обобщения), формируется символическая функция мышления через предметное замещение, ролевое замещение, замещение ситуации словом;

2)   расширение возможностей общения: появляется общение не только по поводу воспринимаемых предметов, но и по поводу мыслимых, т. е. об­щение принимает надситуативный характер; происходит децентрация психики через занятие различных игровых позиций в совместной дея­тельности;

Для решения коррекционных задач при работе с дошкольниками исполь­зуются следующие виды деятельности.

1.    Игровая деятельность детей с легкой интеллектуальной недостаточнос­тью, нуждаясь в системе коррекционного воздействия, все-таки на этом воз­растном этапе является универсальной формой коррекции, обеспечивая ши­рокие возможности развития различных видов психической деятельности. Одной из задач предлагаемой системы коррекционного воздействия является формирование компонентов общего характера, необходимых для осуществ­ления любого вида деятельности, а также специфических для игровой дея­тельности.

2.    Продуктивная деятельность — организованные занятия, в которых взрос­лый руководит деятельностью ребенка через смысл предлагаемых заданий и их оценку (лепка, конструирование, рисование, придумывание или достраивание незаконченного рассказа и т. п.). Такие занятия способствуют развитию у ребенка возможность самостоятельно выстраивать собственную деятельность: создавать и реализовывать ее замысел (смысл), что, в свою очередь, лежит в основе развития творческих способностей и воображения.

3.    Деятельность, связанная с соблюдением разнообразных правил и режи­ма. Это может быть закрепление определенных навыков самообслуживания, следование правилам поведения и взаимодействия с другими людьми, а так­же совершение игровых действий по жестко предписанному извне набору пра­вил. Такая деятельность влияет на развитие произвольности и способности строить собственное поведение в соответствии с определенным планом и пра­вилами, на усвоение норм и правил поведения и на соматическое состояние ребенка.

Особая значимость коррекционной работы состоит в том, что она дает воз­можность предупреждать личностные отклонения третьего порядка, производ­ные от изучаемых базовых компонентов структуры умственной отстало­сти. В противном случае имеется опасность их накапливания, суммирования, а также ухудшения взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Просмотров: 2955