Коррекционная работа с умственно отсталыми школьниками

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 30.11.2015

 Н.Л. Лихачева, к.п.н., доцент

кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии

ФГБОУ ВПО «ШГПИ»

 

  В школьном возрасте роль арттерапевтических методик в психо­коррекции не уменьшается, а, напротив, повышается; вместе с пси­хическим развитием ребенка расширяется круг терапевтических техник и задач. Любая психокоррекционная методика направлена на решение определенных задач и имеет свои границы применения в зависимости от возраста ребенка и особенностей его психического развития.

Младший школьный возраст во многом сохраняет особенности дошкольного возраста, поэтому здесь применимы те же самые кон­кретные методы, что и в работе со старшими дошкольниками, осо­бенно если речь идет о детях с интеллектуальными нарушениями.

В среднем школьном возрасте развивается вся познавательная деятельность ребенка, в частности, мышление (абстракция, обоб­щение), хотя во многом сохраняются особенности, характерные для младших школьников. В среднем школьном возрасте арттерапевтические методики приобретают более сложные формы, увеличивает­ся роль вербального их компонента, т. е. обсуждения, например, творческой продукции или процесса, осуществляемого ребенком.

 

Подростковый возраст, период «второго рождения личности»,  по А.Н. Леонтьеву, характеризуется созреванием познавательной сферы и личности, формированием мировоззрения, деятельностью по самопознанию; наряду с этим – эмоциональной неустойчиво­стью, проявлениями негативизма, протестных реакций. Это очень сложный период в жизни даже нормально развивающегося ребен­ка, и психологическая помощь подросткам зачастую бывает необхо­дима. Пе­реживания дефекта в этом возрасте могут иметь место и у детей с интеллектуальными нарушениями, хотя они имеют другой характер (подросток с олигофренией скорее задает себе вопрос «Зачем они надо мной смеются?», чем «Почему я такой?»).

В этом возрасте наиболее обширен арсенал методов психологи­ческой коррекции, поскольку каковы бы ни были особенности на­рушений психического развития, за время школьного обучения де­ти значительно продвинулись вперед.

Существуют и «сквозные» методы и приемы, применение кото­рых допустимо на всех возрастных этапах, включая подростковый возраст. К таким методам относится, например, драматическая психоэлевация (Медведева И. Я., Шишова Т. Л., 1996), с помощью ко­торой ведется работа с детьми от 4 до 14 лет, в том числе и с негру­быми нарушениями психического развития. В особом театре разы­грываются специально написанные этюды и спектакли, в ходе ко­торых патологическая доминанта ребенка (страхи, агрессивность, демонстративность и пр.) «возвышается» (отсюда – термин «психоэлевация») и превращается в нечто конструктивное – например, агрессивный ребенок превращается в защитника слабых. Основные герои драматизации – хозяин и его собака; при этом под хозяином подразумевается все конструктивное в ребенке, а под собакой – па­тологическая доминанта. В ходе разыгрывания соответствующих сцен ребенок учится управлять своей «собакой», начинает изменять свое поведение.

В первую очередь при подборе коррекционных средств сле­дует учитывать два фактора – уровень интеллектуального и уровень речевого развития. Чем лучше развиты речь и мышление, тем ши­ре арсенал применяемых средств.

Условно можно выделить ряд общих стратегических задач, имею­щих не только узкокоррекционную, но и профилактическую направ­ленность, решаемых с активным применением арттерапевтических методик. Эти задачи вытекают, в частности, из выделенных отече­ственной специальной психологией общих закономерностей разви­тия психики разных категорий детей с отклонениям:

– стимуляция общей активности детей, в первую очередь, по­знавательной;

– развитие психических функций (речи, мышления, памяти и т. п.)  насколько это позволяет характер нарушений;

–  формирование адекватных «Я-концепции», самооценки;

– формирование способности к полноценному социальному вза­имодействию.

Все эти задачи взаимосвязаны и, как правило, не решаются в от­рыве друг от друга.

Итак, арттерапевтические подходы и техники зависят от возра­ста ребенка и особенностей его психического развития.

При работе с детьми младшего и среднего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью могут быть использо­ваны все существующие артметодики, стимулирующие развитие психики ребенка, в том числе речи.

Коррекция средствами изобразительного искусства может быть представлена в виде игры, а не в виде специальных занятий, как в более старшем возрасте, причем предпочтение отдается упражне­ниям, предполагающим несложную работу с материалом, включая использование песка, глины, наливание разных красок на лист бу­маги. При этом необходимо подробнейшее предварительное зна­комство с изобразительными средствами. Такого рода работа позво­ляет активизировать детей и развивать их сенсомоторные навыки. Отмечено, что у умственно отсталых детей при попытках работать с незнакомыми, непривычными материалами может возникнуть сильная тревога, поэтому им нужна индивидуальная помощь.

Просмотров: 2102