Особенности психологической коррекционной работы с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 30.11.2015

 

    Борьба. В песочницу переносятся внутренние конфликты: агрессия, тревога, реальные конфликты и взаимоотношения и пр. По завершении этой стадии появляются первые признаки уравновешенности, на­пример, герой, который побеждает «силы мрака» (т.е. деструктивные побуждения).

    Гармония. Жизнь возвращается в нормальное русло. Восстанавливается порядок и равновесие.

Данный метод позволяет гармо­низировать (упорядочить) внутренний душевный ха­ос, господствующий в душе ребенка:

-   возвращения его в состояние играющего, сво­бодно творящего ребенка;

-   проработки психотравмирующих ситуаций на символическом уровне;

-   отреагирования негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения и иг­ры;

-   расширения внутреннего опыта за счет сопри­косновения с глубинными уровнями психики и укре­пления сознательного Я;

-   изменения отношения к себе, к своему про­шлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе;

- укрепления (или пробуждения) доверия к ми­ру, развития новых, более продуктивных отношений с миром.

Индивидуальная терапия с детьми, прежде всего, направлена на то, чтобы снять у них чувство тревоги и неуверенности, повысить самооценку, вернуть до­верие к людям. Важно добиться, чтобы они могли ощутить себя в эмоциональной безопасности, приоб­рели более адекватные способы адаптации в окру­жающем мире, научились лучше понимать себя и других. Надо помочь ребенку, который часто боится рассказывать о том, что его беспокоит, разобраться в его переживаниях и страхах и преодолеть негативные последствия предшествующего болезненного опыта.

Сказка-терапия направлена на совместную деятельность детей.

При постановке сказки развивается фантазия, дети учатся принимать на себя какую-либо роль, проигрывая жизненные ситуации. Сказка-терапия условно делится на 2 вида.

1. Использование существующих сказок. Существующие сказки оказывают различное терапевтическое воздействие на ребенка.

Для тревожных детей можно предложить новую версию «Колоб­ка» (со счастливым концом), «Курочку-рябу», «Репку», а также волшеб­ные сказки.

Для возбудимых детей лучше использовать сказки с действием,
такие как «Цветик-семицветик». «Гадкий утенок», или поставить сценку
сражения Ивана-царевича со Змеем Горынычем, или Изображение ночного леса. Но для таких детей сказки или сценки должны быть маленькими. Подобные «странные» для возбудимых детей игры позволяют им «выплеснуть» отрицательные эмоции.                                      

Для детей с заниженной самооценкой лучше давать роль ведущую, положительную, где он может отождествить себя с выбранной
ролью.                                                                                             

2. Сказки без определенного конца, который должны придумать сами дети. Эти сказки определяют отношение ребенка к жизни, к другим людям, выражают его настроение. С помощью педагога можно корригировать отношение ребенка к жизненным ситуациям, к другим детям, к родите­лям.

Сказки ставятся в виде кукол «би-ба-бо» пальцевых кукол или дети сами исполняют роли сказочных героев.

Ограничений к использованию терапии сказкой нет.

Коррекция изотерапией направлена на развитие мелкой мотори­ки, восприятия цвета, формы, на воображение. На занятиях ребенок мо­жет рисовать пальцами, если ему трудно держать карандаш или кисточ­ку. Рисованием он передает свое настроение, свое отношение к жизни. С помощью рисунка можно корригировать поведение ребенка, попросив его нарисовать себя сейчас и каким он будет через 5 лет или взрослым. Это повышает самооценку ребенка.

Изокоррекция, кроме рисования, включает также лепку из пластилина, глины или теста. Для развития моторики лучше всего использовать тесто, сделанное из муки, соли и воды, что дает больше тактиль­ных ощущений. Дети учатся воспринимать форму, пытаются повторить изображение, учатся воспринимать пространственные отношения, схему тела.

На занятиях дети могут лепить предметы обихода, что позволяет им знакомиться с окружающей средой или лепить сказку. При подборе сказки важно учесть, чтобы в ней было достаточно много героев, для того, чтобы каждый ребенок мог лепить одного из них. Перед занятием дети обсуждают фрагмент, который они собираются изобразить, и соот­носят друг с другом свои замыслы. Разминая пластилин, ребенок на­правляет на него свою энергию, расслабляет руки. Кроме того, игра раз­вивает и закрепляет навыки совместной деятельности.

Просмотров: 2956