Особенности психологической коррекционной работы с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью
• Борьба. В песочницу переносятся внутренние конфликты: агрессия, тревога, реальные конфликты и взаимоотношения и пр. По завершении этой стадии появляются первые признаки уравновешенности, например, герой, который побеждает «силы мрака» (т.е. деструктивные побуждения).
• Гармония. Жизнь возвращается в нормальное русло. Восстанавливается порядок и равновесие.
Данный метод позволяет гармонизировать (упорядочить) внутренний душевный хаос, господствующий в душе ребенка:
- возвращения его в состояние играющего, свободно творящего ребенка;
- проработки психотравмирующих ситуаций на символическом уровне;
- отреагирования негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения и игры;
- расширения внутреннего опыта за счет соприкосновения с глубинными уровнями психики и укрепления сознательного Я;
- изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе;
- укрепления (или пробуждения) доверия к миру, развития новых, более продуктивных отношений с миром.
Индивидуальная терапия с детьми, прежде всего, направлена на то, чтобы снять у них чувство тревоги и неуверенности, повысить самооценку, вернуть доверие к людям. Важно добиться, чтобы они могли ощутить себя в эмоциональной безопасности, приобрели более адекватные способы адаптации в окружающем мире, научились лучше понимать себя и других. Надо помочь ребенку, который часто боится рассказывать о том, что его беспокоит, разобраться в его переживаниях и страхах и преодолеть негативные последствия предшествующего болезненного опыта.
Сказка-терапия направлена на совместную деятельность детей.
При постановке сказки развивается фантазия, дети учатся принимать на себя какую-либо роль, проигрывая жизненные ситуации. Сказка-терапия условно делится на 2 вида.
1. Использование существующих сказок. Существующие сказки оказывают различное терапевтическое воздействие на ребенка.
Для тревожных детей можно предложить новую версию «Колобка» (со счастливым концом), «Курочку-рябу», «Репку», а также волшебные сказки.
Для возбудимых детей лучше использовать сказки с действием,
такие как «Цветик-семицветик». «Гадкий утенок», или поставить сценку
сражения Ивана-царевича со Змеем Горынычем, или Изображение ночного леса. Но для таких детей сказки или сценки должны быть маленькими. Подобные «странные» для возбудимых детей игры позволяют им «выплеснуть» отрицательные эмоции.
Для детей с заниженной самооценкой лучше давать роль ведущую, положительную, где он может отождествить себя с выбранной
ролью.
2. Сказки без определенного конца, который должны придумать сами дети. Эти сказки определяют отношение ребенка к жизни, к другим людям, выражают его настроение. С помощью педагога можно корригировать отношение ребенка к жизненным ситуациям, к другим детям, к родителям.
Сказки ставятся в виде кукол «би-ба-бо» пальцевых кукол или дети сами исполняют роли сказочных героев.
Ограничений к использованию терапии сказкой нет.
Коррекция изотерапией направлена на развитие мелкой моторики, восприятия цвета, формы, на воображение. На занятиях ребенок может рисовать пальцами, если ему трудно держать карандаш или кисточку. Рисованием он передает свое настроение, свое отношение к жизни. С помощью рисунка можно корригировать поведение ребенка, попросив его нарисовать себя сейчас и каким он будет через 5 лет или взрослым. Это повышает самооценку ребенка.
Изокоррекция, кроме рисования, включает также лепку из пластилина, глины или теста. Для развития моторики лучше всего использовать тесто, сделанное из муки, соли и воды, что дает больше тактильных ощущений. Дети учатся воспринимать форму, пытаются повторить изображение, учатся воспринимать пространственные отношения, схему тела.
На занятиях дети могут лепить предметы обихода, что позволяет им знакомиться с окружающей средой или лепить сказку. При подборе сказки важно учесть, чтобы в ней было достаточно много героев, для того, чтобы каждый ребенок мог лепить одного из них. Перед занятием дети обсуждают фрагмент, который они собираются изобразить, и соотносят друг с другом свои замыслы. Разминая пластилин, ребенок направляет на него свою энергию, расслабляет руки. Кроме того, игра развивает и закрепляет навыки совместной деятельности.
Просмотров: 2956