Особенности психологической коррекционной работы с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 30.11.2015

 

Техника ненаправленной игротерапии включает в себя свободные, то есть самостоятельно организуе­мые и развиваемые детьми сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, кукольные представления, игры-импровизации, сочинения сказок, подвижные игры, игры-забавы и т.п. Коррекция личности ребенка в не­направленной игротерапии осуществляется в резуль­тате формирования адекватной системы отношений между детьми, а также — детьми и взрослыми.

Взрослый наставник не отстраняется от играю­щих детей в ненаправленной игротерапии, а стремит­ся:

а)  организовать атмосферу взаимопонимания, эмоционального сопереживания ребенку и передачи ему этого отношения;

б) обеспечить переживание ребенком чувства собственного достоинства и самоуважения;

в) установить ограничения в игре.

При обучении специалистов для проведения иг­ротерапии обращается внимание на их игровую пози­цию в направленной и ненаправленной терапии. Осо­бенное внимание уделяется консультированию но данной проблеме воспитателей и родителей, выра­жающих стремление помочь детям в установлении контактов и коррекции познавательной и эмоцио­нально-волевой сфер опорно-двигательной активно­сти.

Если в направленной игротерапии взрослый — организатор игры и интерпретатор ее символического значения, то в ненаправленной игротерапии он вы­ступает в нескольких позициях.

При выборе форм игротерапии следует исходить из конкретных задач коррекции психического развития, которые могут быть решены именно этими средствами, а также из того, насколько стабильны по­казатели эффективного воздействия на ребенка имен­но игротерапией. В качестве показателей эффективности игротерапии учитывается стремление детей поддерживать общение и деятельность с другими сверстниками и взрослыми в группе и вне ее, что проявляется в:

а) положительных личностных изменениях и сдвигах в самосознании детей;

б) позитивной динамике умственного развития за счет снятия эмоционального напряжения, позволяющего детям более полно и адекватно реализовать в игре свои способности и намерения.

К инновационным технологиям психотерапев­тической работы с детьми можно отнести песочную терапию, которая находит все более широкое призна­ние у практиков.

Песочная терапия (sandplay, sandtherapy) - один из психотерапевтических, психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем через творчество и игру. Метод построен на сочетании невербальной (процесс по­строения композиции) и вербальной (рассказ о гото­вой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающей смысл композиции) экспрессии воспи­танников.

Как самостоятельное направление, с хорошо разработанной теоретической базой и богатым эмпи­рическим материалом, песочная терапия чаще всего применяется в контексте арттерапевтического и игротерапевтического подходов.

В качестве основных материалов используется песок, вода и миниатюрные фигурки. С их помощью детям предлагается создавать композиции в специ­ально оборудованном месте. После завершения рабо­ты с песком, ребенок дает название своему творению и рассказывает о нем психологу. Психолог отмечает важные моменты процесса (особенности поведения, действия с песком, первую фигурку, поставленную в песочницу и т.д.), фиксирует композицию на фото или слайд-пленку, подробно записывает рассказ ре­бенка.

Использование песочной терапии на стыке арт-терапевтической и игротерапевтической практики предполагает гораздо более активную позицию спе­циалиста. Композиция, построенная ребенком, ис­пользуется для исследования его актуальных эмоцио­нальных состояний и чувств, и терапевтической рабо­ты с ними. В процессе песочной терапии могут кор­ректироваться некоторые неадаптивные установки, иррациональные представления. Один из основных механизмов позитивного воздействия песочной тера­пии основан на том, что ребенок получает опыт соз­дания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.

Применение песочной терапии предполагает следующие стадии игры с песком:

• Хаос. Эта стадия отражает эмоциональное смятение и хаос, доминирующие в жизни ребенка. Происходит постепенное отреагирование болезнен­ного эмоционального состояния и освобождение от него. Многократное символическое повторение психотравмирующей ситуации позволяет изменить от­ношение к ней. Эта стадия может продолжаться от одного до нескольких занятий.

Просмотров: 2957