Особенности психологической коррекционной работы с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 30.11.2015

 

Для обеспечения процесса игровой терапии не­обходимо иметь игрушки и различные игровые мате­риалы. Среди них:

-  реалистические игрушки (кукольная семья, кукольный дом и мебель, машина, касса, телефон, деревья, же­лезная дорога, животные и т.д).

-  игрушки и материалы, помогающие отреагированию негативных чувств (солдатики, оружие, хищники, различные мягкие валики и подушки, по которым ре­бенок может колотить и пр).

- игрушки и материалы, способствующие твор­ческому самовыражению и снятию эмоционального напряжения (различные кубики, конструк­торы и мозаики, глина, краски и кисти, бумага, нож­ницы и клей, песок, вода, ткани, маски, парики и те­атральные костюмы, музыкальные инструменты, фи­гуры для кукольного театра).

С целью изменения отношения каждого ребенка к себе и другим (детям и взрослым), улучшения пси­хического самочувствия (повышении самооценки), социометрического статуса, эмоциональной микро­спады, коррекции способов общения с другими людьми применяются две формы игротерапии, отли­чающиеся по функциям и роли взрослого воспитате­ля, психолога, психотерапевта в игре: направленная (директивная) и ненаправленная (недирективная).

При использовании направленной игротерапии наставник активно участвует в игре ребенка для ак­туализации в символической игровой форме бессоз­нательных подавленных тенденций и их проигрыва­ния в направлении социально-приемлемых стандар­тов и норм. В основе игротехники направленной иг­ротерапии лежат методические приемы и игры со структурированным игровым материалом и сюжетом. Это педагогически организованные сюжетно-ролевые игры, в которых дети берут на себя разнообразные социальные и сказочные роли и в специальной, соз­даваемой самими детьми игровой ситуации, воссоз­дают деятельность и отношения взрослых и детей разного возраста.

Согласно игровым ролям, они проявляют те ка­чества, которыми в реальности обладают в малой ме­ре: общительность, уверенность в себе, настойчи­вость, смелость и т.д., тем самым, стимулируя и укре­пляя многие сущностные черты своего характера. Именно в роли скрыты коррекционные механизмы воздействия игры на познавательную и эмоциональ­но-волевую сферу личности ребенка.

В качестве структурированного психотерапев­тического средства с внутренним сюжетом успешно используются игры-драматизации, суть которых в ра­зыгрывании детьми ролей по какому-то известному сюжету или по его поводу при обязательной свободе в выборе средств и поворотов сюжетов. Корректи­рующие возможности игры заключены в педагогиче­ски контролируемой игровой ситуации, в которой де­ти общаются согласно ролям, но живущим в игровом поле сюжетной импровизации. В процессе игрового перевоплощения и общения корректируются подав­ляемые негативные эмоции, страх, неуверенность в себе, расширяются возможности детей в познаватель­ной деятельности, способности к коммуникации. Психотерапевтическую направленность носят и строительные игры, в процессе которых в индивиду­альной и совместно-групповой деятельности дети также выражают свои конструктивные или деструк­тивные намерения.

В группу игр этого фонда входят также игры, органично сочетающиеся с другими видами искусст­ва: игры-танцы, игры-театрализации, музыкальная игровая импровизация, относящиеся к неструктури­рованным играм. Эти методы игротерапии позволяют ребенку выразить свое эмоциональное состояние в свободной игровой форме изобразительной, музы­кальной, хореографической и т.п. деятельности. Это в свою очередь помогает не только взрослому настав­нику установить эмоциональную поддержку в форме эмпатии, но и ему самому познать себя, свои особен­ности, успешно реализуя функции самовыражения и коммуникации аффекта.

Особое место среди методов игротерапии зани­мают приемы телесно-ориентированной психотехни­ки, органично сочетающие подвижные игры и уп­ражнения и три эмоциональных компонента: музыку, слово взрослого наставника и импровизацию самих детей. В результате применения указанной игротех­ники создается специфическая, эмоционально-положительная среда для естественной и эффектив­ной релаксации детей, способствующая через позна­ние образа своего тела в пространстве укреплению тормозных реакций, координации движений, разви­тию равновесия, тренировке вестибулярного аппарата общей психофизической коррекции детей.

Применение так называемой ненаправленной (недирективной) игротерапии ориентировано на са­мостоятельную игру ребенка, которая позволяет ему свободно выразить свое самочувствие, свой внут­ренний мир. Подобная, педагогически жестко неорга­низуемая, игротерапия позволяет решить следующие коррекционные задачи:

а)   расширение репертуара самовыражения ребенка;

б)   достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции ребенка;

в)   коррекция отношений в системе «ребенок-взрослый».

Просмотров: 2957