Особенности психологической коррекционной работы с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью
Отсюда модификация обучающих методик осуществляется в следующих направлениях:
• все методики преподносятся на зрительно-предметном уровне;
• каждой методике предшествует пропедевтический период, который подводит детей к ее выполнению;
• обучение содержит большее число уроков, чем это предусмотрено для нормально развивающихся детей;
• каждый этап обучающих методик требует тщательной отработки, при этом особое внимание необходимо обратить на те места, в которых предусмотрены обобщение и широкий перенос (обычно на заключительном этапе методики);
• при обучении нужно чаще использовать задания, которые имеют одни и те же цели, но различаются по форме.
После модификации методик значительное место в коррекционной работе должны занимать индивидуальные занятия под непосредственным контролем педагога. Кроме того, должно увеличиться число обучающих уроков за счет расширения пропедевтического этапа каждой методики. В рамках этого этапа задание предельно опредмечивается, ребенку демонстрируется система внешних, развернутых действий, которые должны привести к искомому результату. Особое внимание следует уделять педагогическому руководству деятельностью детей и формированию речевого опосредствования деятельности.
Все направления коррекционно-развивающей работы необходимо осуществлять одновременно, от более простых заданий к более сложным. На практике полученные знания могут реализовываться в процессе сюжетных игр, которые проводятся со всеми детьми в группе.
Кроме традиционных воспитательских занятий эффективными в коррекционной работе с детьми являются такие формы, как игротерапия, песочная терапия, арт-терапия. Именно эти формы позволяют включить детей в ситуации, отрабатывающие четкость сенсомоторных эталонов и требующие волевого усилия для достижения результата. Данные формы работы опираются, прежде всего, на эмоционально-волевую сферу, выполняющую роль регулятора поведения ребенка на основе отражения значимости различных ситуаций для его жизнедеятельности.
Игровой терапией называют метод лечения или коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен, свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра. Основная цель игровой терапии в том, чтобы помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом - через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.
Спонтанное самовыражение в игре позволяет ребенку освободиться от болезненных внутренних переживаний, связанных с негативным эмоциональным опытом. Включение волевых механизмов, активизация творческого поиска новых, более адекватных способов реагирования в проблемных ситуациях, наряду с более глубоким пониманием собственного Я и своих отношений со значимыми другими, способствуют позитивным изменениям на поведенческом уровне.
Игротерапия рассматривается как средство динамичной коррекции разбалансированной эмоционально-волевой, коммуникативной и опорно-двигательной сфер детей дошкольного и младшего школьного возраста. Целесообразность использования игротерапии в организации длительного восстановительного периода по улучшению самочувствия детей со сходными медико-психологическими показаниями в указанных сферах обусловлена, во-первых, тем, что игра для них остается наиболее освоенным и органичным видом деятельности и общения, во-вторых, здесь представлено единство психологической природы игры и общения, в-третьих, в игре ребенок может свободно выражать себя, освободиться от напряжения и фрустрации повседневной жизни. Наконец, игротерапия представляет уникальный опыт для социального и психического развития ребенка, открывая ему возможность для вступления в значимую личностную связь с взрослым — психологом, педагогом, родителем, опекуном.
Игровая деятельность активизирует формирование произвольности психических процессов: произвольного внимания и памяти, способствует развитию умственной деятельности, воображения, переходу ребенка к мышлению в плане представлений, развитию знаковой функции речи, рефлексивного мышления ребенка, совершенствованию опорно-двигательной и волевой активности.
При определении функций игротерапии следует исходить из того, что она связана с тремя основными специфическими для детского возраста положениями:
- игротерапия необходима для коррекционно-развивающего взаимодействия взрослого наставника с детьми;
- игротерапия способствует формированию системы межличностных отношений детей;
- игротерапия помогает формированию доверительных профессиональных отношений психологов, психотерапевтов, воспитателей с детьми, которые нуждаются в психологической коррекции.
Основные задачи игровой терапии:
- облегчение психологического страдания ребенка;
- укрепление собственного «Я» ребенка, развитие чувства самоценности;
- развитие способности эмоциональной саморегуляции;
- восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок - взрослые», «ребенок - другие дети»;
- коррекцию и предупреждение деформаций в формировании «Я»-концепции;
- коррекцию и профилактику поведенческих отклонений и т.д.
Просмотров: 2957