Особенности психологической коррекционной работы с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 30.11.2015

 

Отсюда модификация обучающих методик осуществляется в следующих на­правлениях:

       все методики преподносятся на зрительно-предметном уровне;

       каждой методике предшествует пропедевтический период, который под­водит детей к ее выполнению;

       обучение содержит большее число уроков, чем это предусмотрено для нормально развивающихся детей;

       каждый этап обучающих методик требует тщательной отработки, при этом особое внимание необходимо обратить на те места, в которых пре­дусмотрены обобщение и широкий перенос (обычно на заключитель­ном этапе методики);

       при обучении нужно чаще использовать задания, которые имеют одни и те же цели, но различаются по форме.

После модификации методик значительное место в коррекционной ра­боте должны занимать индивидуальные занятия под непосредственным кон­тролем педагога. Кроме того, должно увеличиться число обучающих уроков за счет расширения пропедевтического этапа каждой методики. В рамках этого этапа задание предельно опредмечивается, ребенку демонстрируется система внешних, развернутых действий, которые должны привести к иско­мому результату. Особое внимание следует уделять педагогическому руко­водству деятельностью детей и формированию речевого опосредствования деятельности.

Все направления коррекционно-развивающей работы необходимо осуще­ствлять одновременно, от более простых заданий к более сложным. На прак­тике полученные знания могут реализовываться в процессе сюжетных игр, которые проводятся со всеми детьми в группе.

Кроме традиционных воспитательских занятий эффективными в коррекционной работе с детьми являются такие формы, как игроте­рапия, песочная терапия, арт-терапия. Именно эти формы позволяют включить детей в ситуации, отра­батывающие четкость сенсомоторных эталонов и требующие волевого усилия для достижения резуль­тата. Данные формы работы опираются, прежде всего, на эмоционально-волевую сферу, выполняющую роль регулятора поведения ребенка на основе отражения значимости различных ситуаций для его жизнедея­тельности.

Игровой терапией называют метод лечения или коррекции эмоциональных и поведенческих рас­стройств у детей, в основу которого положен, свойст­венный ребенку способ взаимодействия с окружаю­щим миром - игра. Основная цель игровой терапии в том, чтобы помочь ребенку выразить свои пережива­ния наиболее приемлемым для него образом - через игру, а также проявить творческую активность в раз­решении сложных жизненных ситуаций, «отыгры­ваемых» или моделируемых в игровом процессе.

Спонтанное самовыражение в игре позволяет ребенку освободиться от болезненных внутренних переживаний, связанных с негативным эмоциональ­ным опытом. Включение волевых механизмов, акти­визация творческого поиска новых, более адекватных способов реагирования в проблемных ситуациях, на­ряду с более глубоким пониманием собственного Я и своих отношений со значимыми другими, способствуют позитивным изменениям на поведенческом уровне.

Игротерапия рассматривается как средство ди­намичной коррекции разбалансированной эмоцио­нально-волевой, коммуникативной и опорно-двига­тельной сфер детей дошкольного и младшего школь­ного возраста. Целесообразность использования игротерапии в организации длительного восстанови­тельного периода по улучшению самочувствия детей со сходными медико-психологическими показаниями в указанных сферах обусловлена, во-первых, тем, что игра для них остается наиболее освоенным и орга­ничным видом деятельности и общения, во-вторых, здесь представлено единство психологической при­роды игры и общения, в-третьих, в игре ребенок мо­жет свободно выражать себя, освободиться от напря­жения и фрустрации повседневной жизни. Наконец, игротерапия представляет уникальный опыт для со­циального и психического развития ребенка, откры­вая ему возможность для вступления в значимую личностную связь с взрослым — психологом, педа­гогом, родителем, опекуном.

Игровая деятельность активизирует формирова­ние произвольности психических процессов: произ­вольного внимания и памяти, способствует развитию умственной деятельности, воображения, переходу ребенка к мышлению в плане представлений, разви­тию знаковой функции речи, рефлексивного мышле­ния ребенка, совершенствованию опорно-двигательной и волевой активности.

При определении функций игротерапии следует исходить из того, что она связана с тремя основными специфическими для детского возраста положениями:

- игротерапия необходима для коррекционно-развивающего взаимодействия взрослого наставника с детьми;

-    игротерапия способствует формированию системы межличностных отношений детей;

- игротерапия помогает формированию доверительных профессиональных отношений психологов, психотерапевтов, воспитателей с детьми, которые нуждаются в психологической коррекции.

Основные  задачи игровой терапии:

-    облегчение психологического страдания ре­бенка;

-    укрепление собственного «Я» ребенка, разви­тие чувства самоценности;

-    развитие способности эмоциональной саморе­гуляции;

-    восстановление доверия к взрослым и сверст­никам, оптимизация отношений в системах «ребенок - взрослые», «ребенок - другие дети»;

-    коррекцию и предупреждение деформаций в формировании «Я»-концепции;

-    коррекцию и профилактику поведенческих от­клонений и т.д.

Просмотров: 2957