Особенности психологической коррекционной работы с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 30.11.2015

 

Коррекционная работа включает занятия, сгруппированные по следующим основным направлениям:

1)      формирование системы отношений ребенка с окружающим социальным и предметным миром (мотивационно-смысловая сторона деятельности) че­рез игру как совместную деятельность и развитие потребности в игре, а также создание определенного отношения взрослого к ребенку и формирование у него образа «Я»;

2)      формирование у ребенка способности к самостоятельному построению замысла деятельности через формирование игры как деятельности (создание замысла и предметного содержания игры), продуктивную деятельность и раз­витие творческого мышления и воображения;

3) формирование практических и умственных действий (операционально-технической стороны деятельности) через предметную деятельность, сюжетно-ролевые и дидактические игры;

4) формирование произвольности поведения и психических функций (ов­ладение собственной деятельностью) посредством режиссерских игр, продук­тивной деятельности и формирование произвольности психических функций (восприятия, речи и др.).

Перечисленные направления внутренне связаны с сюжетно-ролевой иг­рой и другими указанными выше видами деятельности, но центральное звено коррекции предполагает использование аспектов игровой деятельности, ока­зывающих специфическое влияние на психическое развитие ребенка (Л.А. Венгер). В реальном процес­се системной коррекции эти направления во многом пересекаются.

Для того чтобы игровая деятельность детей с интеллектуальной недоста­точностью достигла такого уровня развития, при котором ее можно исполь­зовать как ведущее средство коррекционной работы с этими детьми в до­школьном возрасте, чтобы она способствовала формированию психических свойств и способностей, усвоению знаний, умений, навыков, надо предвари­тельно сформировать в ней отдельные структуры. Коррекционно-педагогические воздействия направлены на формирование, с одной стороны, компо­нентов общего характера, необходимых для осуществления любого вида деятельности, с другой стороны, специфических компонентов именно для игровой деятельности. Коррекция игры включает в себя занятия, сгруппиро­ванные по следующим направлениям:

1)   формирование потребности в игре и формирование игры как совмест­ной деятельности;

2)   формирование содержания игры и умения создавать игровой замысел;

3)   формирование игры как деятельности (умение действовать согласно поставленной цели, планирование и контроль игровой деятельности).

По каждому из перечисленных направлений наряду с методиками, задачей которых является формирование общих основ игры как деятельности, вклю­чаются задания, направленные на развитие специфических для сюжетной игры структур.

В расписании занятий необходимо ввести спе­циальные разделы по обучению сюжетно-ролевой игре. Занятия могут прово­диться два раза в неделю и включать игры-занятия, игры-беседы, игры-дра­матизации, совместные игры воспитателя и детей, самостоятельные игры детей в свободное время. При этом важно учитывать не только имеющиеся, но и потенциальные возможности переноса отдельных моментов игры, усвоенных детьми на занятиях, в самостоятельные игры.

Необходимо подчеркнуть, что дети с интеллектуальной недостаточностью испытывают большие трудности при переносе знаний, полученных на заня­тиях, в самостоятельную деятельность. Так как у них отмечается зависимость от предметных условий деятельности и им необходимо каждый раз выделять объект нового действия, следует обучать их обобщенным умениям построе­ния сюжетно-ролевой игры. Только в результате формирования обобщенных умений можно обеспечить достаточно широкий перенос, так как обобщен­ные умения, в отличие от конкретных, не связаны только с каким-либо од­ним, частным содержанием, а приложимы к различным ситуациям и разного рода материалу. Для этого предлагается использовать разные по предметно­му содержанию виды деятельности. Каждое занятие можно завершать игрой, в которой детям предлагается реализовать полученные знания на практике; при этом воспитатель демонстрирует детям возможные пути переноса.

По мнению большинства специалистов, систематичность в формировании сюжетных игр, возможно, обеспечить только в том случае, если происходит планомерное развитие немногих, но разных по форме и содержанию игр. По­этому формирование игровой деятельности дошкольников с интеллектуаль­ной недостаточностью можно проводить на материале ограниченного числа игр, таких как «Семья», «Больница», «Магазин», «Стройка», «Парикмахер­ская», «Детский сад», «Школа».

Результаты исследований позволяют предположить, что для дошкольни­ков с интеллектуальной недостаточностью различной степени выраженности характерен не только разный уровень сформированности игровой деятельно­сти, но и разные потенциальные возможности в ее становлении. Поэтому организация опытной работы по формированию игры должна носить диффе­ренцированный характер даже в пределах легкой интеллектуальной недоста­точности: занятия следует проводить в подгруппах, в которые войдут дети со схожими отклонениями.

При коррекционном обучении детей с интеллектуальной недостаточнос­тью можно использовать модифицированные варианты методик, эффектив­ность которых неоднократно была доказана в исследованиях, проводимых с нормально развивающимися детьми. Необходимо учитывать, что у всех до­школьников с интеллектуальной недостаточностью затруднен процесс сокра­щения и автоматизации действий, резко нарушена программирующая функ­ция речи, имеются существенные трудности в формировании обобщений, отсутствует произвольная регуляция деятельности при выполнении заданий, отмечается узость переноса.

Просмотров: 2957