Особенности психологической коррекционной работы с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью
Коррекционная работа включает занятия, сгруппированные по следующим основным направлениям:
1) формирование системы отношений ребенка с окружающим социальным и предметным миром (мотивационно-смысловая сторона деятельности) через игру как совместную деятельность и развитие потребности в игре, а также создание определенного отношения взрослого к ребенку и формирование у него образа «Я»;
2) формирование у ребенка способности к самостоятельному построению замысла деятельности через формирование игры как деятельности (создание замысла и предметного содержания игры), продуктивную деятельность и развитие творческого мышления и воображения;
3) формирование практических и умственных действий (операционально-технической стороны деятельности) через предметную деятельность, сюжетно-ролевые и дидактические игры;
4) формирование произвольности поведения и психических функций (овладение собственной деятельностью) посредством режиссерских игр, продуктивной деятельности и формирование произвольности психических функций (восприятия, речи и др.).
Перечисленные направления внутренне связаны с сюжетно-ролевой игрой и другими указанными выше видами деятельности, но центральное звено коррекции предполагает использование аспектов игровой деятельности, оказывающих специфическое влияние на психическое развитие ребенка (Л.А. Венгер). В реальном процессе системной коррекции эти направления во многом пересекаются.
Для того чтобы игровая деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью достигла такого уровня развития, при котором ее можно использовать как ведущее средство коррекционной работы с этими детьми в дошкольном возрасте, чтобы она способствовала формированию психических свойств и способностей, усвоению знаний, умений, навыков, надо предварительно сформировать в ней отдельные структуры. Коррекционно-педагогические воздействия направлены на формирование, с одной стороны, компонентов общего характера, необходимых для осуществления любого вида деятельности, с другой стороны, специфических компонентов именно для игровой деятельности. Коррекция игры включает в себя занятия, сгруппированные по следующим направлениям:
1) формирование потребности в игре и формирование игры как совместной деятельности;
2) формирование содержания игры и умения создавать игровой замысел;
3) формирование игры как деятельности (умение действовать согласно поставленной цели, планирование и контроль игровой деятельности).
По каждому из перечисленных направлений наряду с методиками, задачей которых является формирование общих основ игры как деятельности, включаются задания, направленные на развитие специфических для сюжетной игры структур.
В расписании занятий необходимо ввести специальные разделы по обучению сюжетно-ролевой игре. Занятия могут проводиться два раза в неделю и включать игры-занятия, игры-беседы, игры-драматизации, совместные игры воспитателя и детей, самостоятельные игры детей в свободное время. При этом важно учитывать не только имеющиеся, но и потенциальные возможности переноса отдельных моментов игры, усвоенных детьми на занятиях, в самостоятельные игры.
Необходимо подчеркнуть, что дети с интеллектуальной недостаточностью испытывают большие трудности при переносе знаний, полученных на занятиях, в самостоятельную деятельность. Так как у них отмечается зависимость от предметных условий деятельности и им необходимо каждый раз выделять объект нового действия, следует обучать их обобщенным умениям построения сюжетно-ролевой игры. Только в результате формирования обобщенных умений можно обеспечить достаточно широкий перенос, так как обобщенные умения, в отличие от конкретных, не связаны только с каким-либо одним, частным содержанием, а приложимы к различным ситуациям и разного рода материалу. Для этого предлагается использовать разные по предметному содержанию виды деятельности. Каждое занятие можно завершать игрой, в которой детям предлагается реализовать полученные знания на практике; при этом воспитатель демонстрирует детям возможные пути переноса.
По мнению большинства специалистов, систематичность в формировании сюжетных игр, возможно, обеспечить только в том случае, если происходит планомерное развитие немногих, но разных по форме и содержанию игр. Поэтому формирование игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью можно проводить на материале ограниченного числа игр, таких как «Семья», «Больница», «Магазин», «Стройка», «Парикмахерская», «Детский сад», «Школа».
Результаты исследований позволяют предположить, что для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью различной степени выраженности характерен не только разный уровень сформированности игровой деятельности, но и разные потенциальные возможности в ее становлении. Поэтому организация опытной работы по формированию игры должна носить дифференцированный характер даже в пределах легкой интеллектуальной недостаточности: занятия следует проводить в подгруппах, в которые войдут дети со схожими отклонениями.
При коррекционном обучении детей с интеллектуальной недостаточностью можно использовать модифицированные варианты методик, эффективность которых неоднократно была доказана в исследованиях, проводимых с нормально развивающимися детьми. Необходимо учитывать, что у всех дошкольников с интеллектуальной недостаточностью затруднен процесс сокращения и автоматизации действий, резко нарушена программирующая функция речи, имеются существенные трудности в формировании обобщений, отсутствует произвольная регуляция деятельности при выполнении заданий, отмечается узость переноса.
Просмотров: 2957