Коррекционная работа с умственно отсталыми школьниками

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 30.11.2015

 

Во всех случаях, как правило, работа строится по фиксированно­му сценарию, поскольку возможности импровизации у этих детей невелики, но любая их конструктивная активность заслуживает по­ощрения, ее нельзя оставлять без внимания и тем более пресекать, настаивать на точном воспроизведении текста.

Среди видов арттерапии для психологической коррекции школь­ников используется кинезитерапия (танцетерапия, хореотерапия). По мере развития детей танцы могут усложняться и использовать­ся уже не только для развития моторики, чувства ритма и пр., но и для совершенствования социального взаимодействия на невербаль­ном уровне, для выработки позитивного образа собственного тела и пр. Заниматься танцами могут дети и с грубыми двигательными нарушениями, даже не передвигающиеся самостоятельно — ритми­ческая активность, участие в общегрупповом процессе благотворно сказывается и на них.

В коррекционной работе со школьниками возможно использова­ние библиотерапии, которая представляет собой терапию, основан­ную на воздействии художественного слова. В основе этой методи­ки лежит подбор специального (лечебного) художественного про­изведения, чтение его ребенком и письменный анализ (в дневнике) ребенка. В своем анализе ребенок использует различные отступле­ния, оговорки, свои эмоциональные оценки. Художественные про­изведения подбираются таким образом, чтобы процесс психокор­рекции шел по нарастающей, а в образах героев произведений (на­пример, в «Гадком утенке» Г.X. Андерсена, в «Пигмалионе» Б. Шоу) ребенок видел собратьев по несчастью, черты своего характера, свои желания и чувства и возможность положительного разрешения про­блемы.

Можно использовать и библиотерапию как чтение и последую­щее обсуждение специально подобранной литературы. При исполь­зовании поэзии не обязательно ограничиваться чтением специаль­но подобранных стихотворений; школьники способны к самостоя­тельному творчеству, и это может оказаться более продуктивным для выражения и эмоционального отреагирования проблемы.

Не уменьшаются и возможности сказкотерапии. Для прослушива­ния и обсуждения используются и народные, и литературные, и автор­ские сказки. Они могут быть большего объема, более метафоричны.

Можно использовать прием самостоятельного придумывания сказок – как на свободную тему, так и на заданную – например со­чинение автобиографических сказок или групповое рассказывание сказок и историй, когда один из участников начинает сказку, а дру­гие по очереди ее продолжают.

В области применения кинезитеорапии значительное место может занимать танцетерапия, представленная в гораздо большем объеме, чем при работе с детьми первой группы. Здесь уже используются не постановочные  танцы и хороводы, а свободный творческий танец, позволяющий не только развивать двигательную сферу и осознание собственного тела, но и способность невербально сообщать о своих эмоциональных потребностях, что обогащает опыт социального взаимодействия. В процедуру танцетерапии входит и последующее обсуждение полученного эмоционального опыта.

Подводя итог, можно отметить, что в работе со школьниками используется все многообразие арттерапевтических методик, способствующих коррекции нарушений личности детей с проблемами.

Итак, все выше описанные методы коррекционной работы воздействуют на ребенка с разных сторон. Трудно разделить логопедические, пси­хологические методы, развитие движений, мелкой моторики, так как в любом задании должна присутствовать мотивация к работе, заинтересо­ванность в наилучшем выполнении упражнений, решении каких-либо задач. Перечисленные методы вместе с традиционными дают наиболь­ший результат в реабилитации ребенка.  Ранее, реа­билитация ребенка не означает, что он должен достичь уровня здорово­го. Коррекция означает, что необходимо социализировать ребенка, т.е. научить его жить в обществе, помочь выбрать профессию, в самом тя­желом случае – научить ребенка обслуживать себя.

Список литературы:

1.           Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст] / под ред. Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова, Т.А. Добровольская, М.: Издательство «Академия», 2001.

2.           Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст] / Д.Н. Исаев. – СПб.: Речь, 2003.

3.           Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2003.

4.           Особый ребенок. Проблемы и решения [Текст] / Под ред. Е.Т. Лильина. – М.: АОЗТ «Антидор», 2002.

5.           Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников [Текст] / В.Г. Петрова, И.В. Беляева. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002.

6.           Слепович, Е.С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью [Текст] /  Е.С. Слепович, А.М. Поляков. – СПб.: Речь, 2008.

7.           Современные коррекционные технологии в работе воспитателей, социальных педагогов, психологов с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детских домах-интернатах и реабилитационных центрах. – М., 2007.

 

Просмотров: 2104