Коррекционная работа с умственно отсталыми школьниками
Во всех случаях, как правило, работа строится по фиксированному сценарию, поскольку возможности импровизации у этих детей невелики, но любая их конструктивная активность заслуживает поощрения, ее нельзя оставлять без внимания и тем более пресекать, настаивать на точном воспроизведении текста.
Среди видов арттерапии для психологической коррекции школьников используется кинезитерапия (танцетерапия, хореотерапия). По мере развития детей танцы могут усложняться и использоваться уже не только для развития моторики, чувства ритма и пр., но и для совершенствования социального взаимодействия на невербальном уровне, для выработки позитивного образа собственного тела и пр. Заниматься танцами могут дети и с грубыми двигательными нарушениями, даже не передвигающиеся самостоятельно — ритмическая активность, участие в общегрупповом процессе благотворно сказывается и на них.
В коррекционной работе со школьниками возможно использование библиотерапии, которая представляет собой терапию, основанную на воздействии художественного слова. В основе этой методики лежит подбор специального (лечебного) художественного произведения, чтение его ребенком и письменный анализ (в дневнике) ребенка. В своем анализе ребенок использует различные отступления, оговорки, свои эмоциональные оценки. Художественные произведения подбираются таким образом, чтобы процесс психокоррекции шел по нарастающей, а в образах героев произведений (например, в «Гадком утенке» Г.X. Андерсена, в «Пигмалионе» Б. Шоу) ребенок видел собратьев по несчастью, черты своего характера, свои желания и чувства и возможность положительного разрешения проблемы.
Можно использовать и библиотерапию как чтение и последующее обсуждение специально подобранной литературы. При использовании поэзии не обязательно ограничиваться чтением специально подобранных стихотворений; школьники способны к самостоятельному творчеству, и это может оказаться более продуктивным для выражения и эмоционального отреагирования проблемы.
Не уменьшаются и возможности сказкотерапии. Для прослушивания и обсуждения используются и народные, и литературные, и авторские сказки. Они могут быть большего объема, более метафоричны.
Можно использовать прием самостоятельного придумывания сказок – как на свободную тему, так и на заданную – например сочинение автобиографических сказок или групповое рассказывание сказок и историй, когда один из участников начинает сказку, а другие по очереди ее продолжают.
В области применения кинезитеорапии значительное место может занимать танцетерапия, представленная в гораздо большем объеме, чем при работе с детьми первой группы. Здесь уже используются не постановочные танцы и хороводы, а свободный творческий танец, позволяющий не только развивать двигательную сферу и осознание собственного тела, но и способность невербально сообщать о своих эмоциональных потребностях, что обогащает опыт социального взаимодействия. В процедуру танцетерапии входит и последующее обсуждение полученного эмоционального опыта.
Подводя итог, можно отметить, что в работе со школьниками используется все многообразие арттерапевтических методик, способствующих коррекции нарушений личности детей с проблемами.
Итак, все выше описанные методы коррекционной работы воздействуют на ребенка с разных сторон. Трудно разделить логопедические, психологические методы, развитие движений, мелкой моторики, так как в любом задании должна присутствовать мотивация к работе, заинтересованность в наилучшем выполнении упражнений, решении каких-либо задач. Перечисленные методы вместе с традиционными дают наибольший результат в реабилитации ребенка. Ранее, реабилитация ребенка не означает, что он должен достичь уровня здорового. Коррекция означает, что необходимо социализировать ребенка, т.е. научить его жить в обществе, помочь выбрать профессию, в самом тяжелом случае – научить ребенка обслуживать себя.
Список литературы:
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст] / под ред. Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова, Т.А. Добровольская, М.: Издательство «Академия», 2001.
2. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст] / Д.Н. Исаев. – СПб.: Речь, 2003.
3. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2003.
4. Особый ребенок. Проблемы и решения [Текст] / Под ред. Е.Т. Лильина. – М.: АОЗТ «Антидор», 2002.
5. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников [Текст] / В.Г. Петрова, И.В. Беляева. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002.
6. Слепович, Е.С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Е.С. Слепович, А.М. Поляков. – СПб.: Речь, 2008.
7. Современные коррекционные технологии в работе воспитателей, социальных педагогов, психологов с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детских домах-интернатах и реабилитационных центрах. – М., 2007.
- << Назад
- Вперёд