Коррекционная работа с умственно отсталыми школьниками

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 30.11.2015

 

В работу обычно включаются темы и упражнения, направлен­ные на развитие психических функций. Применяются несложные техники для совместной групповой работы, чтобы дети постепенно усваивали навыки социального взаимодействия.

У таких детей воображение развито слабо, что затрудняет вы­полнение относительно сложных заданий, но даже простые задания могут стимулировать и воображение, и другие психические функ­ции. Это могут быть, например, такие упражнения:

- «Магазин». Каждый участник получает лист бумаги с соответст­вующим заголовком – например «Магазин игрушек», «Овощной магазин» и пр. Необходимо нарисовать или вырезать из журналов и наклеить соответствующие изображения. Аналогично выполняют­ся задания «Виды спорта», «За столом» и др.;

- «Дневные события». Необходимо нарисовать или вырезать из журналов картины, иллюстрирующие те или иные события, участ­никами которых были дети (каникулы, праздник); при этом жела­тельно вспомнить и описать детали этих событий.

Словесные формы взаимодействия с ребенком в виде обсужде­ния его продукции и чувств, с этим связанных, возможны лишь в минимальной степени из-за неспособности детей к рефлексии, и к этому нужно быть готовым, но предпринять попытки такого взаи­модействия вполне допустимо: подчас ребенок в состоянии верба­лизовать скрытую сильную эмоцию (выразившуюся, например, в том, что он смешал на листе черную и желтую краски). Желательно больше внимания уделять стимуляции речевых ком­ментариев к продуктам изобразительной деятельности со стороны ребенка.

Работа в рамках  музыкотерапии имеет для этой категории де­тей очень большое значение. Прежде всего, музыка, прослушива­ние музыкальных произведений непосредственно воздействуют на нервно-психическую сферу, оптимизируют психовегетативные реакции. Вместе с тем пассивное прослушивание музыки как та­ковой у этих детей вызывает затруднения. Как отмечают специа­листы (Ю.С. Шевченко), пассивное слушание возможно лишь при засыпании, во всех остальных случаях восприятие ме­лодии и ритма сопровождается мимическими движениями, отби­ванием такта и пр.

Постепенно, по мере прослушивания музыки даже дети с выра­женными интеллектуальными нарушениями становятся в состоя­нии сосредоточенно слушать ее в течение 10-15 мин, они научают­ся концентрировать свое внимание. Что касается характера предла­гаемых произведений, то опыт показывает, что наиболее приемле­ма классическая или народная музыка, она особенно благотворно воздействует на детей, «упорядочивает» их психику. Быстрые и ве­селые детские песни вызывают у детей с умственной отстало­стью не только подъем настроения, но и неадекватные эмоциональ­ные реакции, беспорядочную активность (Т.Д. Зинкевич-Евстигне­ева). Имеются данные о положительном влиянии медитатив­ной, малоструктурированной музыки, поэтому нужно эксперимен­тировать, подбирать наиболее подходящую для данного ребенка му­зыку.

Часто практикуется активная форма музыкотерапии – вокалотерапия и инструментальная терапия. К концу второго – началу третьего классов короткие мелодии отделяются от текста, начина­ют использоваться простые формы самостоятельного музицирова­ния (например, игра в «эхо», когда один ребенок играет на флейте какую-то простую мелодию, показанную ему взрослым, а другой из соседнего помещения вторит ему, что вызывает у всех бурные поло­жительные эмоции).

Музыка для этой категории детей очень важна и как вспомога­тельное средство при использовании суггестивных методов, она уси­ливает их действие. Дело в том, что в младших классах дети с нару­шениями интеллекта маловнушаемы из-за недостаточно развитых речи и восприятия окружающего мира (Н.П. Вайзман, Д.С. Гуровец).

Может использоваться музыка и для сопровождения изобрази­тельной деятельности, что также повышает эффект действия обоих средств искусства (изобразить свое впечатление от услышанного звука или музыки и пр.). Наличие даже выраженных двигательных нарушений не является противопоказанием – рисовать можно как угодно и чем угодно. Характерно, что при прослушивании класси­ческой музыки дети рисуют более структурированные изображе­ния; при прослушивании медитативной музыки структурированно­сти в изображениях не наблюдалось, но при этом они не были и хао­тичными – это были уже не линии, точки, образные элементы, а сложные переплетения цветовых пятен, заполняющие пространство листа.

Рисование под музыку дает хороший диагностический матери­ал; с изменением эмоционального состояния в лучшую сторону ме­няется и цветовая гамма – от темных ахроматических цветов к свет­лым, ярким.

Коррекция средствами драматического искусства используется с учетом речевого недоразвития школьников. Она, вместе с тем, будучи правильно организована, способствует развитию речи, обо­гащению словарного запаса. Чаще всего используются драматиза­ции детских сказок и потешек, которые позволяют учиться невер­бальному выражению эмоциональных состояний, развивают пси­хические функции, способность к коллективному взаимодействию, моторику. Постепенно драматические постановки могут услож­няться, разрабатывать какие-то специфические темы (страхов, аг­рессии). Как обычно, при распределении ролей учитываются инди­видуальные особенности и проблемы ребенка. Для таких детей очень важно, чтобы спектакли разыгрывались для публики. Нали­чие зрителей мобилизует их, повышает самооценку, дает уверен­ность в себе. Многие практики отмечают, что дети с интеллектуаль­ными нарушениями очень ответственно относятся к участию в спектаклях.

Драматизации возможны не только с помощью живых актеров, но и с помощью кукольного театра (марионеток, би-ба-бо). Важно, чтобы костюмы актеров, куклы были выразительными, вызывали положительные эмоции, желание работать с ними.

Просмотров: 2103