Коррекционная работа с умственно отсталыми школьниками
Н.Л. Лихачева, к.п.н., доцент
кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии
ФГБОУ ВПО «ШГПИ»
В школьном возрасте роль арттерапевтических методик в психокоррекции не уменьшается, а, напротив, повышается; вместе с психическим развитием ребенка расширяется круг терапевтических техник и задач. Любая психокоррекционная методика направлена на решение определенных задач и имеет свои границы применения в зависимости от возраста ребенка и особенностей его психического развития.
Младший школьный возраст во многом сохраняет особенности дошкольного возраста, поэтому здесь применимы те же самые конкретные методы, что и в работе со старшими дошкольниками, особенно если речь идет о детях с интеллектуальными нарушениями.
В среднем школьном возрасте развивается вся познавательная деятельность ребенка, в частности, мышление (абстракция, обобщение), хотя во многом сохраняются особенности, характерные для младших школьников. В среднем школьном возрасте арттерапевтические методики приобретают более сложные формы, увеличивается роль вербального их компонента, т. е. обсуждения, например, творческой продукции или процесса, осуществляемого ребенком.
Подростковый возраст, период «второго рождения личности», по А.Н. Леонтьеву, характеризуется созреванием познавательной сферы и личности, формированием мировоззрения, деятельностью по самопознанию; наряду с этим – эмоциональной неустойчивостью, проявлениями негативизма, протестных реакций. Это очень сложный период в жизни даже нормально развивающегося ребенка, и психологическая помощь подросткам зачастую бывает необходима. Переживания дефекта в этом возрасте могут иметь место и у детей с интеллектуальными нарушениями, хотя они имеют другой характер (подросток с олигофренией скорее задает себе вопрос «Зачем они надо мной смеются?», чем «Почему я такой?»).
В этом возрасте наиболее обширен арсенал методов психологической коррекции, поскольку каковы бы ни были особенности нарушений психического развития, за время школьного обучения дети значительно продвинулись вперед.
Существуют и «сквозные» методы и приемы, применение которых допустимо на всех возрастных этапах, включая подростковый возраст. К таким методам относится, например, драматическая психоэлевация (Медведева И. Я., Шишова Т. Л., 1996), с помощью которой ведется работа с детьми от 4 до 14 лет, в том числе и с негрубыми нарушениями психического развития. В особом театре разыгрываются специально написанные этюды и спектакли, в ходе которых патологическая доминанта ребенка (страхи, агрессивность, демонстративность и пр.) «возвышается» (отсюда – термин «психоэлевация») и превращается в нечто конструктивное – например, агрессивный ребенок превращается в защитника слабых. Основные герои драматизации – хозяин и его собака; при этом под хозяином подразумевается все конструктивное в ребенке, а под собакой – патологическая доминанта. В ходе разыгрывания соответствующих сцен ребенок учится управлять своей «собакой», начинает изменять свое поведение.
В первую очередь при подборе коррекционных средств следует учитывать два фактора – уровень интеллектуального и уровень речевого развития. Чем лучше развиты речь и мышление, тем шире арсенал применяемых средств.
Условно можно выделить ряд общих стратегических задач, имеющих не только узкокоррекционную, но и профилактическую направленность, решаемых с активным применением арттерапевтических методик. Эти задачи вытекают, в частности, из выделенных отечественной специальной психологией общих закономерностей развития психики разных категорий детей с отклонениям:
– стимуляция общей активности детей, в первую очередь, познавательной;
– развитие психических функций (речи, мышления, памяти и т. п.) насколько это позволяет характер нарушений;
– формирование адекватных «Я-концепции», самооценки;
– формирование способности к полноценному социальному взаимодействию.
Все эти задачи взаимосвязаны и, как правило, не решаются в отрыве друг от друга.
Итак, арттерапевтические подходы и техники зависят от возраста ребенка и особенностей его психического развития.
При работе с детьми младшего и среднего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью могут быть использованы все существующие артметодики, стимулирующие развитие психики ребенка, в том числе речи.
Коррекция средствами изобразительного искусства может быть представлена в виде игры, а не в виде специальных занятий, как в более старшем возрасте, причем предпочтение отдается упражнениям, предполагающим несложную работу с материалом, включая использование песка, глины, наливание разных красок на лист бумаги. При этом необходимо подробнейшее предварительное знакомство с изобразительными средствами. Такого рода работа позволяет активизировать детей и развивать их сенсомоторные навыки. Отмечено, что у умственно отсталых детей при попытках работать с незнакомыми, непривычными материалами может возникнуть сильная тревога, поэтому им нужна индивидуальная помощь.
В работу обычно включаются темы и упражнения, направленные на развитие психических функций. Применяются несложные техники для совместной групповой работы, чтобы дети постепенно усваивали навыки социального взаимодействия.
У таких детей воображение развито слабо, что затрудняет выполнение относительно сложных заданий, но даже простые задания могут стимулировать и воображение, и другие психические функции. Это могут быть, например, такие упражнения:
- «Магазин». Каждый участник получает лист бумаги с соответствующим заголовком – например «Магазин игрушек», «Овощной магазин» и пр. Необходимо нарисовать или вырезать из журналов и наклеить соответствующие изображения. Аналогично выполняются задания «Виды спорта», «За столом» и др.;
- «Дневные события». Необходимо нарисовать или вырезать из журналов картины, иллюстрирующие те или иные события, участниками которых были дети (каникулы, праздник); при этом желательно вспомнить и описать детали этих событий.
Словесные формы взаимодействия с ребенком в виде обсуждения его продукции и чувств, с этим связанных, возможны лишь в минимальной степени из-за неспособности детей к рефлексии, и к этому нужно быть готовым, но предпринять попытки такого взаимодействия вполне допустимо: подчас ребенок в состоянии вербализовать скрытую сильную эмоцию (выразившуюся, например, в том, что он смешал на листе черную и желтую краски). Желательно больше внимания уделять стимуляции речевых комментариев к продуктам изобразительной деятельности со стороны ребенка.
Работа в рамках музыкотерапии имеет для этой категории детей очень большое значение. Прежде всего, музыка, прослушивание музыкальных произведений непосредственно воздействуют на нервно-психическую сферу, оптимизируют психовегетативные реакции. Вместе с тем пассивное прослушивание музыки как таковой у этих детей вызывает затруднения. Как отмечают специалисты (Ю.С. Шевченко), пассивное слушание возможно лишь при засыпании, во всех остальных случаях восприятие мелодии и ритма сопровождается мимическими движениями, отбиванием такта и пр.
Постепенно, по мере прослушивания музыки даже дети с выраженными интеллектуальными нарушениями становятся в состоянии сосредоточенно слушать ее в течение 10-15 мин, они научаются концентрировать свое внимание. Что касается характера предлагаемых произведений, то опыт показывает, что наиболее приемлема классическая или народная музыка, она особенно благотворно воздействует на детей, «упорядочивает» их психику. Быстрые и веселые детские песни вызывают у детей с умственной отсталостью не только подъем настроения, но и неадекватные эмоциональные реакции, беспорядочную активность (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева). Имеются данные о положительном влиянии медитативной, малоструктурированной музыки, поэтому нужно экспериментировать, подбирать наиболее подходящую для данного ребенка музыку.
Часто практикуется активная форма музыкотерапии – вокалотерапия и инструментальная терапия. К концу второго – началу третьего классов короткие мелодии отделяются от текста, начинают использоваться простые формы самостоятельного музицирования (например, игра в «эхо», когда один ребенок играет на флейте какую-то простую мелодию, показанную ему взрослым, а другой из соседнего помещения вторит ему, что вызывает у всех бурные положительные эмоции).
Музыка для этой категории детей очень важна и как вспомогательное средство при использовании суггестивных методов, она усиливает их действие. Дело в том, что в младших классах дети с нарушениями интеллекта маловнушаемы из-за недостаточно развитых речи и восприятия окружающего мира (Н.П. Вайзман, Д.С. Гуровец).
Может использоваться музыка и для сопровождения изобразительной деятельности, что также повышает эффект действия обоих средств искусства (изобразить свое впечатление от услышанного звука или музыки и пр.). Наличие даже выраженных двигательных нарушений не является противопоказанием – рисовать можно как угодно и чем угодно. Характерно, что при прослушивании классической музыки дети рисуют более структурированные изображения; при прослушивании медитативной музыки структурированности в изображениях не наблюдалось, но при этом они не были и хаотичными – это были уже не линии, точки, образные элементы, а сложные переплетения цветовых пятен, заполняющие пространство листа.
Рисование под музыку дает хороший диагностический материал; с изменением эмоционального состояния в лучшую сторону меняется и цветовая гамма – от темных ахроматических цветов к светлым, ярким.
Коррекция средствами драматического искусства используется с учетом речевого недоразвития школьников. Она, вместе с тем, будучи правильно организована, способствует развитию речи, обогащению словарного запаса. Чаще всего используются драматизации детских сказок и потешек, которые позволяют учиться невербальному выражению эмоциональных состояний, развивают психические функции, способность к коллективному взаимодействию, моторику. Постепенно драматические постановки могут усложняться, разрабатывать какие-то специфические темы (страхов, агрессии). Как обычно, при распределении ролей учитываются индивидуальные особенности и проблемы ребенка. Для таких детей очень важно, чтобы спектакли разыгрывались для публики. Наличие зрителей мобилизует их, повышает самооценку, дает уверенность в себе. Многие практики отмечают, что дети с интеллектуальными нарушениями очень ответственно относятся к участию в спектаклях.
Драматизации возможны не только с помощью живых актеров, но и с помощью кукольного театра (марионеток, би-ба-бо). Важно, чтобы костюмы актеров, куклы были выразительными, вызывали положительные эмоции, желание работать с ними.
Во всех случаях, как правило, работа строится по фиксированному сценарию, поскольку возможности импровизации у этих детей невелики, но любая их конструктивная активность заслуживает поощрения, ее нельзя оставлять без внимания и тем более пресекать, настаивать на точном воспроизведении текста.
Среди видов арттерапии для психологической коррекции школьников используется кинезитерапия (танцетерапия, хореотерапия). По мере развития детей танцы могут усложняться и использоваться уже не только для развития моторики, чувства ритма и пр., но и для совершенствования социального взаимодействия на невербальном уровне, для выработки позитивного образа собственного тела и пр. Заниматься танцами могут дети и с грубыми двигательными нарушениями, даже не передвигающиеся самостоятельно — ритмическая активность, участие в общегрупповом процессе благотворно сказывается и на них.
В коррекционной работе со школьниками возможно использование библиотерапии, которая представляет собой терапию, основанную на воздействии художественного слова. В основе этой методики лежит подбор специального (лечебного) художественного произведения, чтение его ребенком и письменный анализ (в дневнике) ребенка. В своем анализе ребенок использует различные отступления, оговорки, свои эмоциональные оценки. Художественные произведения подбираются таким образом, чтобы процесс психокоррекции шел по нарастающей, а в образах героев произведений (например, в «Гадком утенке» Г.X. Андерсена, в «Пигмалионе» Б. Шоу) ребенок видел собратьев по несчастью, черты своего характера, свои желания и чувства и возможность положительного разрешения проблемы.
Можно использовать и библиотерапию как чтение и последующее обсуждение специально подобранной литературы. При использовании поэзии не обязательно ограничиваться чтением специально подобранных стихотворений; школьники способны к самостоятельному творчеству, и это может оказаться более продуктивным для выражения и эмоционального отреагирования проблемы.
Не уменьшаются и возможности сказкотерапии. Для прослушивания и обсуждения используются и народные, и литературные, и авторские сказки. Они могут быть большего объема, более метафоричны.
Можно использовать прием самостоятельного придумывания сказок – как на свободную тему, так и на заданную – например сочинение автобиографических сказок или групповое рассказывание сказок и историй, когда один из участников начинает сказку, а другие по очереди ее продолжают.
В области применения кинезитеорапии значительное место может занимать танцетерапия, представленная в гораздо большем объеме, чем при работе с детьми первой группы. Здесь уже используются не постановочные танцы и хороводы, а свободный творческий танец, позволяющий не только развивать двигательную сферу и осознание собственного тела, но и способность невербально сообщать о своих эмоциональных потребностях, что обогащает опыт социального взаимодействия. В процедуру танцетерапии входит и последующее обсуждение полученного эмоционального опыта.
Подводя итог, можно отметить, что в работе со школьниками используется все многообразие арттерапевтических методик, способствующих коррекции нарушений личности детей с проблемами.
Итак, все выше описанные методы коррекционной работы воздействуют на ребенка с разных сторон. Трудно разделить логопедические, психологические методы, развитие движений, мелкой моторики, так как в любом задании должна присутствовать мотивация к работе, заинтересованность в наилучшем выполнении упражнений, решении каких-либо задач. Перечисленные методы вместе с традиционными дают наибольший результат в реабилитации ребенка. Ранее, реабилитация ребенка не означает, что он должен достичь уровня здорового. Коррекция означает, что необходимо социализировать ребенка, т.е. научить его жить в обществе, помочь выбрать профессию, в самом тяжелом случае – научить ребенка обслуживать себя.
Список литературы:
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст] / под ред. Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова, Т.А. Добровольская, М.: Издательство «Академия», 2001.
2. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст] / Д.Н. Исаев. – СПб.: Речь, 2003.
3. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2003.
4. Особый ребенок. Проблемы и решения [Текст] / Под ред. Е.Т. Лильина. – М.: АОЗТ «Антидор», 2002.
5. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников [Текст] / В.Г. Петрова, И.В. Беляева. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002.
6. Слепович, Е.С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Е.С. Слепович, А.М. Поляков. – СПб.: Речь, 2008.
7. Современные коррекционные технологии в работе воспитателей, социальных педагогов, психологов с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детских домах-интернатах и реабилитационных центрах. – М., 2007.