Организация коррекционной работы с неслышащими детьми
Комплектование групп в дошкольных учреждениях
В основу комплектования групп в дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста положено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (1995). При организации групп необходимо учитывать также критерии, в соответствии с которыми обеспечивается правильный подбор детей и учитываются индивидуальные особенности их развития.
1. Учет состояния слуха и речи ребенка при направлении его в группу специального детского сада. Организуются ясли и детские сады для глухих и для слабослышащих детей. В дошкольных учреждениях смешанного типа организуются самостоятельные группы, как для глухих, так и для слабослышащих детей. Раздельное обучение глухих и слабослышащих детей обусловлено различным исходным уровнем слухоречевого развития, темпами формирования речи, что реализуется в разных программах обучения для глухих и для слабослышащих детей, в основе которых лежат различные возможности использования слуха для формирования речи, применение различных методов обучения.
Позднооглохшие дети, не полностью утратившие речь, направляются в группы для слабослышащих детей.
В некоторых случаях в детские сады для слабослышащих детей по решению психолого-медико-педагогической комиссии направляют глухих детей с речью, сформированной в результате систематических занятий родителей с ребенком в семье.
При комплектовании групп для слабослышащих детей большое значение имеет учет уровня речевого развития. Желательно, чтобы в одни группы объединялись дети с одинаковым уровнем речевого развития, потому что, например, пребывание детей с фразовой речью в среде неговорящих может негативно отразиться на качестве их устной речи.
2. Учет возраста ребенка со сниженным слухом.
В дошкольных учреждениях организуются группы:
– группа детей преддошкольного возраста — от полутора-двух до трех лет;
– младшая группа — от трех до четырех лет;
– средняя группа — от четырех до пяти лет;
– старшая группа — от пяти до шести лет;
– подготовительная группа — от шести до семи лет.
В некоторых случаях, когда число групп в дошкольном учреждении меньше указанного выше, в группы могут направляться дети смежного возраста, например в младшей группе могут оказаться дети, которым уже исполнилось четыре года. В этом случае сурдопедагог проводит работу по подгруппам, в которые объединяются дети одного возраста.
3. Учет имеющихся сложных недостатков в развитии, т. е. сочетания снижения слуха с олигофренией в степени дебильности, ДЦП, нарушениями эмоционально-волевой сферы и др.
В дошкольных учреждениях компенсирующего вида создаются группы для детей со сложными недостатками в развитии. В такие группы принимаются дошкольники четырех-пяти лет. Наполняемость группы — до пяти детей. В тех случаях, когда число детей со сложными дефектами меньше пяти и нет возможности создать специальную группу, их обучение может осуществляться по разработанной индивидуальной программе.
В группы для детей со сложными дефектами не принимаются слепоглухие; дети с нормальным слухом без речи; умственно отсталые в степени имбецильности и идиотии; дети с психопатоподобным поведением; с текущими психическими заболеваниями (эпилепсия); дети с тяжелыми нарушениями моторики, нуждающиеся в индивидуальном уходе.
Обучение детей раннего и преддошкольного возраста ведется в соответствии со следующими программами: «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста».
Программа «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста» (Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская, Р.Т. Есимханова, А.А. Катаева, Г.В. Короткова, Г.В. Трофимова.) предназначена для работы с глухими детьми предшкольного и дошкольного возраста от 1,5-2 до 7 лет, воспитывающихся в специальных детских садах и яслях-садах, детских домах, специальных группах дошкольных учреждений общего типа. Программа рассчитана на 5 лет обучения и содержит необходимый материал для организации воспитательно-образовательного процесса с каждой возрастной группой детей по разным направлениям педагогической работы, обеспечивающей разностороннее развитие глухого ребенка-дошкольника и его подготовку к школьному обучению.
Задачи: помогать педагогам в психолого-педагогическом изучении ребенка; осуществлять коррекцию аномального развития; способствовать обогащению его общего развития; готовить ребенка к обучению в школе.
Программа строится на основе общих закономерностей развития детей дошкольного возраста и сензитивных периодов в развитии психических процессов. Содержание программы направлено на реализацию следующих принципов воспитания и обучения: обеспечить общее разностороннее развитие глухих дошкольников на основе изучения их возрастных психофизических возможностей; организовать специальную коррекционно-воспитательную работу с учетом структуры дефекта и индивидуальных особенностей детей; осуществлять деятельностный подход к воспитанию глухих детей, т.е. проводить все виды воспитательной работы (образовательную и коррекционную) в русле основных видов детской деятельности; использовать и развивать у детей остаточный слух, применять звукоусиливающую аппаратуру коллективного и индивидуального пользования на занятиях и в режимные моменты; использовать в общении с детьми речевые средства как в естественных, так и в специально созданных ситуациях; обеспечить преемственные связи между специальным дошкольным учреждением для глухих детей и соответствующим типом школы.
Просмотров: 10739