Организация коррекционной работы с неслышащими детьми

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 30.11.2015

 

Ю.С. Пяшкур старший преподаватель

кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии

ФГБОУ ВПО «ШГПИ»

 

Необходимость ранней коррекционной работы с неслышащими детьми отмечалась передовыми сурдопедагогами уже с конца XIX — начала XX века Н.М. Лаговским, Н.К. Паткановой, Ф.А. Рау, Н.А. Рау. В 1900 г. в Москве Н.А. Рау и Ф.А. Рау открыли первый в Европе детский сад для детей с недостатками слуха, а в 1930 г. Е.Ф. Рау основала первые ясли, в которых обучение начиналось с трехмесячного возраста. В 50—70-х годах большой вклад в разработку различных вопросов обучения глухих дошкольников внесла Б.Д. Корсунская. Все эти сурдопедагоги вели большую консультативную работу, оказывали помощь в воспитании глухих и слабослышащих детей, в том числе и раннего возраста. Они издали специальные книги и брошюры для родителей (Н.А. Рау, Ф.А. Рау, Е.Ф. Рау, Б.Д. Корсунская), в которых обобщили все передовое в теории и практике сурдопедагогики.

 

В 70—80-х годах подход к формированию речи дошкольников с недостатками слуха во многом изменился (Л.П. Носкова), большое внимание стало уделяться развитию и использованию остаточного слуха детей в целях формирования у них устной речи (Е.П. Кузьмичева). Многие вопросы воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей, в том числе и раннего возраста, нашли отражение в работах Э.И. Леонгард.

В настоящее время проблеме ранней (с первых месяцев жизни) помощи детям с нарушениями слуха уделяется большое внимание. Введены в действие Приказ Минздравмедпрома России № 108 от 23.03.96 г. «О введении аудиологического скрининга новорожденных и детей 1-го года жизни» и Указания Минздрава России № 103 от 05.05.92 г. «О внедрении единой системы раннего выявления нарушений слуха у детей, начиная с периода новорожденности, и их реабилитации». В соответствии с этими документами предполагается выявление детей, относящихся к группе риска по тугоухости, в роддомах. Затем эти дети обследуются в поликлиниках по месту жительства в 1, 2, 4 и 6 месяцев. В случаях подозрения на снижение слуха дети направляются в специализированные медицинские учреждения – сурдологические (сурдологопедические) кабинеты, где проводится комплексное медико-педагогическое обследование с целью установления диагноза и организации дальнейшей коррекционной помощи. Методика комплексного медико-педагогического исследования слуха младенцев и детей раннего возраста состоит из электрофизиологического, сурдологического и педагогического изучения слуховой функции.

Реабилитация глухих и слабослышащих детей раннего возраста включает в себя комплекс медико-психолого-педагогических мероприятий: раннее выявление дефекта слуха, слухопротезирование (подбор ребенку индивидуальных слуховых аппаратов, обеспечивающих необходимое звукоусиление), проведение педагогической коррекции с младенцами и детьми раннего возраста.

Основная цель медико-психолого-педагогической помощи – организация комплексной диагностики, составление индивидуальной программы воспитания и обучения ребенка специалистами разного профиля (врачами, сурдопедагогами, психологами, логопедами, социальными педагогами) и формирование особенной коррекционно-педагогической среды в условиях семьи для всестороннего, максимально полноценного развития ребенка и его социализации.

Система помощи лицам с нарушением слуха включает несколько этапов.

Первый этап – диагностический. На этом этапе велика роль врачей, которые с помощью современного медицинского оборудования устанавливают диагноз. Но полученные у детей аудиологические данные зависят от многих факторов – от возраста, наличия дополнительных нарушений, в том числе психоневрологического статуса, самочувствия и поведения во время обследования. Поэтому сурдопедагог также проводит оценку состояния слуховой функции ребенка и сопоставляет объективные параметры аудиологических тестов с субъективными данными педагогического тестирования для подтверждения или уточнения порогов слухового восприятия.

Кроме того, на этом этапе подключается психолог для определения уровня психического развития ребенка с целью выявления дополнительных нарушений или разграничения сенсорных (нарушение слуха, зрения) и интеллектуальных.

Второй этап – коррекционно-реабилитационный. Врач сурдолог подбирает и настраивает слуховой аппарат. Подстройка, перенастройка слухового аппарата – это процесс, который должен проходить в течение всего дошкольного детства и продолжаться в школе. Подбор режима работы слухового аппарата зависит от многих параметров: медицинских показателей, сурдопедагогических требований к слухопротезированию на данном возрастном и коррекционно-реабилитационном этапе, психологических и возрастных особенностей плохослышащего, возможностей семьи.

Просмотров: 10737