Организация коррекционной работы с неслышащими детьми

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 30.11.2015

Совершенствование навыка чтения с губ. Общей сурдопедагогической задачей в работе с оглохшими любого возраста является восстановление возможности понимать устную речь окружающих. Чтение с губ – это зрительное восприятие устной речи по видимым речевым движениям говорящего. Навыки чтения с губ формируются в результате специального обучения, и у плохослышащих людей полностью восстанавливается полноценный способ общения с окружающими. Человеку с нарушенным слухом необходимо прочно соединить зрительное восприятие со своими собственными речевыми движениями. И тогда эти его собственные речевые движения будут помогать при чтении с губ. У лиц пожилого возраста навыки чтения с губ сформированы в разной степени и зависят от возраста, в котором произошло снижение слуха, длительности глухоты, от проводимой коррекционной работы по восприятию устной речи.

Пожилым лицам, из-за нарушения слуховой памяти, внимания, а также тем, у которых наблюдается медленная динамика восстановления слухового восприятия со слуховым аппаратом, важно слуховую работу проводить параллельно с обучением чтению с губ. Зрительное восприятие звучащей речи будет способствовать тренировке слухового восприятия через кинестетические ощущения речевых движений, способствовать накоплению опыта слухового восприятия речи со слуховым аппаратом. Объединившись, зрительная и слуховая речевая информация будет способствовать лучшей разборчивости речи.

Контроль качества. Важным этапом работы является контроль качества слухового восприятия после каждого занятия и в результате контрольных проверок. В ходе контрольных проверок определяется качество состояния слухового восприятия, слухозрительного восприятия, навыки чтения с губ (зрительного восприятия). Контрольные проверки проводятся на том тренировочном речевом материале, который находится в работе. К ним относятся слова, фразы, которые предъявляются разными сенсорными способами. Критерием является количество правильных ответов и выражается в процентах. Важно, наряду с развитием слухового восприятия оценивать качество всех компонентов устной речи – звукопроизношение, речевое дыхание, голос, словесное и логическое ударение, соблюдение норм орфоэпии, интонационную структуру речи и др., а также умение контролировать свою речь с помощью слуха.

Работа с родственниками. Эффективность работы с пожилыми лицами во многом определяется ролью участия родственников в слухоречевой реабилитации, так как от их участия зависит, как их родственник будет с ними общаться.

Для этого необходимо:

·            объяснить важность занятий по слухоречевой реабилитации как с сурдопедагогом, так и дома;

·            настроить родственников на регулярные самостоятельные занятия под руководством педагога;

·            выявить потенциальные возможности занятий дома, кто будет заниматься,

·            помочь решить вопрос обеспечения речевой средой.

Помогать родственникам в решении возникших вопросов – важная задача сурдопедагога.

По нашим данным те лица пожилого возраста, которые прошли курс адаптации к слуховому аппарату или обучению навыкам чтения с губ лучше легче адаптируются в социуме, чем те, которые в силу каких-либо причин( плохое самочувствие, удаленность от реабилитационного центра и т.д.) не могли этого сделать.

4. Психологическое направление

Слуховой аппарат – вспомогательное средство для коррекции потери слуха, и вместе с тем внешний признак этой потери. Но, так как плохослышащий человек опасается ошибочного истолкования своего недостатка как глупости, то он опасается носить и слуховые аппараты, полагая, что окружающие могут счесть их позорным признаком его умственной неполноценности. Не перестаешь удивляться тому, насколько подвержены этому предрассудку самые интеллигентные пациенты, включая академиков и даже врачей. Ведь именно под этим предлогом они часто откладывают настоятельно необходимое им слухопротезирование.

Здесь может помочь только один способ: противопоставление мнимому позору при ношении СА (который можно легко замаскировать небольшим изменением прически у женщин) альтернативы плохого слуха и его последствий. Ведь именно в отсутствие СА плохослышащие люди могут приниматься за «умственно недоразвитых», обременять окружающих, не понимать, о чем с ними говорят, подвергаться скрытым насмешкам и т.д.

В России существует дифференцированная система дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста.

Значение дошкольного воспитания и обучения детей с нарушением слуха для их социализации и реабилитации подчеркивалось передовыми сурдопедагогами с конца XIX века (II.M. Литовский, В.К. Патканова, Ф.А. Pay, Н.А. Pay и др.). В 60 годы XX века началось систематическое изучение и обучение детей с нарушением слуха раннего возраста (А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Б.Д. Корсунская, Э.И. Леонгард, Н.Г. Морозова и др.). В послед-
ние пятнадцать лет активно ведется разработка вопросов выявления, воспитания и обучения детей с нарушениом слуха не только раннего, но и младенческого возраста (Э.И. Леонгард, Н.В. Пелымская, Н.Д. Шматко и др.). Как свидетельствуют результаты раннего включения детей в систему коррекционно-развивающего воспитания и обучения, ребенок быстрее
овладевает способами восприятия окружающего мира, способами общения, оказывается более способным к осмыслению тех или иных жизненных ситуаций и т. д.

Просмотров: 10738