Организация коррекционной работы с неслышащими детьми
Диагностический этап предполагает сбор анамнестических данных для того, чтобы получить сведения о причинах нарушения слуха, проводимом лечении, наличии сопутствующих соматических и неврологических заболеваний, о проводимой ранее коррекционной работе по тренировке слухового восприятия и т.д. На данном этапе проводится:
· оценка слухового восприятия речевых и неречевых сигналов,
· оценка навыка чтения с губ и слухозрительного восприятия речи,
· оценка навыков коммуникации (способов общения).
Для того чтобы процесс реабилитации был успешным необходим индивидуально дифференцированный подход в составлении индивидуальной программы реабилитации. Данная программа должна учитывать возраст; особенности слухового, зрительного, слухозрительного восприятия; особенности устной речи; уровень языкового развития, способность лица к общению. Однако успешность работы зависит от систематичности реабилитационных занятий и от правильной их организации, включающих:
· занятия с педагогом по индивидуальной программе;
· самостоятельную работу дома по восприятию неречевых звуков и речи;
· периодическое тестирование речевыми материалами разного лингвистического уровня;
· анализ полученных данных.
В ходе коррекционной работы по развитию слухового восприятия для каждого пациента подбирается речевой материал, который учитывает его:
· индивидуальное физическое, умственное и сенсорное состояние;
· акустические характеристики речевого материала, т.е. подбирать слова с теми звуками, которые лучше воспринимаются;
· лексические характеристики, т.е. материал должен быть знаком лексически и соответствовать уровню слухоречевого развития;
· работа должна строиться по принципу от простого к сложному;
· коммуникативную направленность, т.е материал должен быть актуальным для речевого общения.
В качестве речевого материала используются слова, фразы, тексты.
В процессе реабилитационных мероприятий необходимо учитывать особенности памяти, внимания пожилого человека. Например, сведя эффект от рассеянности до минимума и обеспечивая четкие ощущения более сохранных сенсорных органов, можно улучшить процесс запоминания для пожилых лиц, имеющих проблемы с памятью. Еще одним необходимым условием является предоставление ясной и точной информации, четко структурированной. Частое повторение в замедленном темпе (по необходимости) устной информации и предоставление ее в письменном виде могут положительно повлиять на память уже в процессе реабилитации. А проведение многочисленных коротких встреч в ходе реабилитационного периода снижает фактор усталости, отрицательно влияющий на внимание и память.
Учитывая какую роль играет устная речь для осуществления взаимодействия с окружающими слышащими людьми, необходимо, чтобы произношение было достаточно внятным и членораздельным. В зависимости от времени потери слуха, степени тугоухости или длительности глухоты, фактического возраста человека, от практики общения с помощью устной речи задачи и содержание коррекционной работы для пожилых лиц будет различным. Для одних это совершенствование устной речи, для других достигнуть максимальной внятной и членораздельной устной речи. В содержание коррекционной работы над устной речью входит:
· работа над всеми компонентами устной речи(произношением, голосом, дыханием, темпом речи, словесным и логическим ударением и др.)
· усвоение теоретических сведений обо всех составляющих устной речи.
Коррекционное воздействие, направленное на повышение качества произношения, необходимо начинать с подбора речевого материала.
Самоконтроль является главным компонентом любой целенаправленной деятельности, позволяет определить, соответствует ли выполняемая деятельность намеченной цели; служит важнейшим условием правильного выполнения действий, способствует формированию навыков. Развивать умение контролировать свою речь с помощью слуха необходимо начинать с первых занятий. При выполнении того или иного задания должен возникнуть комплекс ощущений от произнесения звука, который связан с использованием слуха, зрения. Проводится большое количество тренировочных упражнений, которые позволят зафиксировать в памяти слухоартикуляторные образы (координации). В содержание работы необходимо включать различные виды упражнений: называние предметов, сообщение, ответы на вопросы, обращение.
Просмотров: 10738