Организация коррекционной работы с неслышащими детьми

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 30.11.2015

 

В последнее время в общеобразовательные учреждения приходят кохлерноимплантированные дети. Это особая достаточно разнородная группа дошкольников, уровень развития которых также во многом будет зависеть от таких основных показателей, как:

-   время проведения кохлеарной имплантации;

-   наличие систематических занятий с сурдопедагогом и дома с родителями.

2. Техническое обслуживание.

На сегодняшний день ни излечить, ни предупредить возрастную тугоухость медики пока не в силах. Единственная помощь – электроакустическая коррекция слуха при помощи слухового аппарата (СА).

Электроакустическая коррекция слуха пожилых людей имеет характерные особенности: слух пожилого человека находится на этапе распада

Тугоухость у лиц старшего возраста обычно характеризуется следующими нарушениями:

·                     повышение высокочастотных порогов слышимости, которое уже в 60 лет затрагивает основные речевые форманты;

·                     повышение порогов дифференциальной слуховой чувствительности;

·                     снижение слуховой оперативной памяти и устойчивости к помехам;

·                     уменьшение способности оценивать быстротекущие переходные акустические процессы;

·                     снижение слухового динамического диапазона (ФУНГ), скорости переработки звуковой информации, способности к бинауральному взаимодействию;

·                     ухудшение звукопроводящих свойств черепа.

Поэтому при электроакустической коррекции старческой тугоухости бинауральные слуховые аппараты, а также средства костной проводимости считаются малоэффективными.

– Возрастные нарушения слуха протекают на фоне общего старения человеческого организма, что влечет за собой дополнительные трудности.

Согласно приблизительной оценке российских специалистов, если эффективность слухопротезирования у людей 50-60 лет условно принять за 100%, то к 70 годам она падает до 80%, к 80 годам составляет уже 40%, а к 90 годам – всего 20%.

Слуховые аппараты, предназначенные для коррекции слуха у людей старшего возраста, должны иметь параметры, учитывающие не только аудиологические показатели, но и индивидуальные особенности пожилого человека, а реабилитационные мероприятия, проводимые сурдопедагогом должны улучшить качество восприятия устной речи.

В последнее время технология слухопротезирования претерпела огромные изменения. Миниатюризация отдельных компонентов привела к появлению косметически привлекательных слуховых аппаратов, обладающих улучшенными акустическими характеристиками. Основным их преимуществом является более точное соответствие настраиваемых параметров аудиологическим потребностям пользователя. Доминируют программируемые слуховые аппараты. Процесс адаптации пациента к слуховому аппарату сопровождается определенными трудностями: привычка к другому характеру звука, появление новых звуков, которые прежде не приходилось слышать. Кроме того, с возрастом удлиняется и усложняется фаза адаптации к слуховому аппарату. Для этого иногда пациенту приходиться несколько раз посетить сурдопедагога, для того чтобы настроить СА и пройти курс реабилитационных мероприятий по адаптации к СА, чтобы добиться максимально разборчивого восприятия речи.

Слухопротезирование, как метод компенсации недостатков слухового восприятия, приобретает значение социальной важности, так как способствует восстановлению коммуникативной функции.

3. Педагогическое направление является основным, так как позволяет пациенту наиболее полно включиться в процесс коммуникации с людьми. Оно предполагает следующие компоненты работы:

I. Диагностический

II. Коррекционная работа

·            развитие слухового восприятия

·            совершенствование устной речи

·            формирование самоконтроля над собственной речью

·            совершенствование навыков чтения с губ

III. Контроль качества

IV. Работа с родственниками

Просмотров: 10738