Организация коррекционной работы с неслышащими детьми

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 30.11.2015

Согласно разработок Пелымской Т.В., Шматко Н.Д. основными составляющими системы сурдопедагогического сопровождения являются следующие компоненты работы:

1.                Медицинское направление

2.                Техническое обслуживание

3.                Психологическое сопровождение

4.                Педагогическое сопровождение.

1. Медицинское направление

Снижение слуха с возрастом происходит у всех людей, ухудшаются также острота зрения, моторика, память. Это инволюционный процесс, естественный процесс старения, и он затрагивает всех, но в разной степени: кого-то больше, кого-то меньше. Почему так происходит – однозначно ответить на этот вопрос нельзя. К факторам, которые могут привести к снижению слуха, относятся во-первых, комплекс заболеваний, которые присутствуют у пожилого человека. Дело в том, что многие болезни, такие как заболевания сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет, патологии позвоночника, даже в молодом возрасте могут провоцировать снижение слуха либо же усугублять его у пожилого человека. Во вторых, инфекционные заболевания, например грипп, ОРВИ, могут привести к необратимым процессам; травмы; лечение ототоксическими препаратами, такими как софрадекс, гентамицин, стрептомицин и т.д. Кроме того, на состоянии слуха людей отражается повышенный уровень шума в современных мегаполисах, плохая экология и т.д. Таким образом, снижение слуха колеблется от незначительных изменений до выраженных.

Возрастные изменения органа слуха охватывают все его отделы, от ушной раковины до коркового отдела слухового анализатора. Нарушение слуха подразделяется на два самостоятельных вида: кондуктивную, обусловленная дегенеративными изменениями структур среднего уха и уменьшением эластичности костей черепа, и сенсоневральную, которая, в свою очередь, подразделяется еще на четыре вида: сенсорный, невральный, метаболический и механический. Первый связывается с атрофией волосковых клеток органа Корти; второй – с уменьшением количества нервных клеток спирального ганглия, слухового нерва и центральных структур слухового пути; третий – с атрофией сосудистой полоски, приводящей к ослаблению метаболических процессов в улитке; четвертый – с дегенеративными изменениями основной мембраны улитки. Таким образом, все лица с нарушенным слухом должны находится на учете в сурдологическом центре.

Сурдолог – оториноларинголог осуществляет контроль за состоянием слуха пациента – проводит аудиометрическое исследование, кроме того, врач может подобрать поддерживающую терапию, не позволяющую слуху снижаться дальше, а также назначает лечение при обострении.

Для коррекции нарушенного слуха используется медицинские методы -
слухопротезирование и кохлеарное имплантирование.

Слухопротезирование - медицинский метод электроакустической
коррекции слуха, который подразумевает подбор и настройку индивидуальных слуховых аппаратов врачом - сурдологом в соответствие со степенью нарушения слуха. В большинстве случаев требуется бинауральное (на оба уха) слухопротезирование.

Кохлеарная имплантация - современный медицинский метод коррекции нарушенной слуховой функции, который подразумевает вживление электродных систем во внутреннее ухо с целью восстановления слухового ощущения путем непосредственной электрической стимуляции афферентных волокон слухового нерва (И.В. Королева, В.И. Пудов, Г.А. Таварткиладзе и др.). В последнее время практикуется бинауральная кохлеарная имплантация.

Кохлеарное имплантирование включает: отбор пациентов (определение
показаний и исключение противопоказаний к проведению КИ); проведение
хирургической операции; включение речевого процессора и его настройку;
послеоперационнаяую слухоречевую реабилитацию.

Слышащие люди часто считают, что индивидуальный слуховой аппарат/кохлеарный имплант - это «очки» для слуха, с ним человек сразу становится слышащим и говорящим. Но ни слуховые аппараты, ни импланты не могут одномоментно компенсировать речевые нарушения.

После слухопротезирования кохлеарной имплантации ребенок начинает воспринимать незначимые для него наборы звуков. Для того, чтобы ребенок начал пользоваться речью как средством общения и мышления, необходимо сформировать у него слухоречевые образы слов, соотнесенные с их значением. Именно поэтому необходимы специальные занятия с сурдопедагогом по развитию слухового восприятия и речи.

Ребенок должен пользоваться слуховыми аппаратами / кохлеарнымимплантом постоянно, чтобы иметь возможность все время слышать звуки и речь. Это обязательное условие для успешного обучения и общения.

Если аппараты/импланты подобраны и настроены правильно, то их постоянное использование не вызывает у ребенка дискомфорта и ухудшения слуха.

Медицинская коррекция слуха - начало реабилитации плохослышащего ребенка, так как слышать и понимать речь - два различных процесса. После медицинской коррекции начинается длительный период формирования слуховых представлений и целенаправленное развитие речи ребенка. Слуховой аппарат/кохлеарный имплант не может компенсировать систематическое недоразвитие речи.

Просмотров: 10738