Организация коррекционной работы с неслышащими детьми

Категория: Здоровье и лечение Опубликовано: 30.11.2015

 

4. На четвертом этапе происходит реализация способности глухих и слабослышащих детей разговаривать, общаться с другими людьми и между собой в обычной манере, т. е. устной речью, продуцировать самостоятельные речевые высказывания. Идет процесс формирования образа слова.

5. На пятом, заключительном, этапе идет закрепление навыков и развитие способностей, «открытых» в предыдущие годы обучения по методу Леонгард.

Раннее начало общеразвивающей и коррекционной работы осуществляется при самом активном участии родителей. Создание речевой среды в семье, использование правильно подобранных слуховых аппаратов для развития речевого слуха, который становится основой для развития речи (навыков слухозрительного восприятия речи, формирования словарного запаса, навыков коммуникации, формирования произношения), позволяют создать условия для возможно более раннего включения глухих детей в среду слышащих. Дошкольники, обучающиеся по методике Э. И. Леонгард, как правило, посещают обычные детские сады или специальные группы, созданные в дошкольных учреждениях общего типа. Индивидуальную работу с детьми проводят сурдопедагоги, владеющие данной методикой.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что главную роль в обучении и воспитании плохослышащего малыша играют родители. Сурдопедагог лишь направляет и помогает семье. Безусловно, это большая ответственность и значительная затрата времени и сил родителей.

Билингвистический метод

«Билингвистическое обучение» - молодое направление, его становление в странах Западной Европы (Дании, Франции, Швеции и других) и Америки относится к 80-м годам. Основой методологической платформы «билингвистического обучения» является совокупность социально-политических и философских идей, отражающих изменение менталитета цивилизованного общества, новое отношение к микросоциумам глухих, к жестовому языку. Поисками в этом направлении заняты в настоящее время педагоги многих стран, в том числе и коллектив Московской билингвистической гимназии для глухих детей, открытой в 1992 году.[14].

Билингвистическое обучение включает обучение национальному словесному языку и национальному жестовому языку глухих как двум равноценным средствам образовательного процесса.

Педагогическая среда словесно-жестового двуязычия считается наиболее благоприятной для социального и эмоционального развития глухого ребенка, получения полноценного образования. Она предполагает функционирование русского языка и русского жестового языка в качестве равно престижных и равно уважаемых средств общения между слышащими и глухими членами коллектива: детьми, педагогами, родителями. Представляется, что такой подход обеспечивает условия для переориентации школы на ребенка как главного субъекта образовательного процесса, поскольку позволяет более полно учитывать его личные потребности и особенности, в том числе роль жестового языка в жизни глухих.[14].

Верботональная методика

Верботональный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами и коммуникации разработал и развил в 1950 году хорватский профессор Петар Губерина, лингвист, специально занимавшийся проблемой восприятии речи. В 1961 году он создал в Загребе Центр реабилитации слуха «СУВАГ», где с детьми занимаются врачи, педагоги и социальные работники. Сегодня по верботональному методу работают около 400 реабилитационных центров в 40 странах мира, его эффективность подтверждена более чем 50-летней историей. С 1990 года метод применяется и в России.

Коррекционно-реабилитационная работа по верботональному методу основана на развитии слухового, тактильно-вибрационного восприятия речевых и неречевых звуков, максимальном использовании остаточного слуха и системы специальных упражнений фонетической ритмики для формирования произношения. Учреждения, работающие по этой методике, чаще являются экстернатами, родители имеют возможность общаться и заниматься с детьми каждый день.

Конечная цель реабилитации - это включение слабослышащих и глухих людей в среду со слышащими людьми. Для того чтобы лучше воздействовать на слуховое восприятие слабослышащего и глухого, необходимо определить частотный диапазон речи, который он может воспринять с помощью звукоусиливающих аппаратов.

Основной принцип верботонального метода заключается в том, что ребенок с нарушенным слухом должен пройти те же стадии формирования речи, что и слышащий. Ребенок учится слушать всем телом (для этого используется «вибротактильная доска», сидя на которой можно воспринимать звуки всем телом), через все органы чувств, через вестибулярный аппарат и пр. Особое внимание уделяется развитию моторики тела – фонетической ритмике, музыкальным и другим занятиям [6].

Значительную часть занятий дети проводят в наушниках, работая с электроакустическими аппаратами, которые преобразуют звук, передавая его по низким частотам, т. е. ребенок получает возможность почувствовать ритм, темп и интонацию. На начальном этапе реабилитации дети учатся рассказывать сказки с помощью ритма, темпа и интонации, используя один или несколько звуков (например, сказку про Волка и Красную Шапочку можно рассказать, по-разному произнося звук «а»). В традиционной методике реабилитации аппаратура тоже использовалась, но процесс формирования произношения строился на механической постановке звуков, не уделялось достаточного внимания работе над ритмом, темпом и интонацией, отсюда монотонная речь глухих людей даже при правильно поставленных звуках.

Метод успешно применяется также и для реабилитации детей, прошедших кохлеарную имплантацию. После такой операции детей нужно обучать слушать и говорить фактически с нуля, в противном случае эффекта не будет.

Просмотров: 10739